Потомственный фермер

Григорий Наконечный, седой, далеко не юный фермер, просыпается по старинке, до петухов, и первым делом проведывает коровник. Два десятка кормилиц умудряются проснуться еще раньше и уже выглядывают своего хозяина. В соседнем помещении уже зовет десяток нетелей и телочек, среди них и знаменитая митинговальщица, побывавшая под стенами Верховной Рады.

Наконечный – фермер от деда-прадеда, весь век обрабатывает небольшой клочок земли, держит стадо черно-белых буренок. Семья Наконечных производит продукцию из коровьего и козьего молока. Подрастающее поколение помогает, время тоже подстегивает. Григорий – вполне современный руководитель агробизнеса, оперирующий терминами «стратегия», «бизнес-план», анализирующий рынки.

Григорий Наконечный

«Я не стремлюсь во что бы то ни стало сделать бизнес, – уточняет Григорий.

– Фермерство – мое призвание. Работаем на земле, чтобы приносить пользу себе и окружающим. Вкалываем по-черному, чтобы получить от черных коров белое молоко. Но, должен сказать, трудимся не зря, на нашу продукцию очень хороший спрос. Вообще внутренний рынок очень заинтересован в наполнении экологической продукцией. Я вижу, что на качественную продукцию в любых условиях находится покупатель. Мы-то с женой пенсионеры, а дочери активно прорабатывают Интернет, находят для нас новые технологии, интересную технику, общаются с зарубежными производителями молочки, которые делятся своими достижениями.

Впрочем, опытному бизнесмену многое скажет само название фермерского хозяйства Наконечного – «Вера, надежда, любовь».

Ряды потомственных фермеров пенсионного возраста сегодня пополняются новым поколением, следующей плеядой малого бизнеса.

Привлекательных сторон в этой деятельности для молодежи немало. Во-первых, это «земледелие для себя».

Во-вторых, опыт и заработок. Истоки идеи – различные, но везде прослеживается отстройка от личности и собственных потребностей. Фермер Александр Трегубов (Киевская область) рассказывает, что в начале деятельности выращивал огурцы и помидоры для своей семьи, а затем освоил производство органических овощей и фруктов, а главное – научился их эффективно реализовать. А хозяин фермы «Агрокапитал» Дмитрий Савчук в свое время не мог найти качественную баранину по приемлемой цене, поэтому решил производить ее сам, хотя у него не было опыта в животноводстве. К фермерству порой приводит и забота о здоровом питании детей. Руководитель предприятия «ЭтноПродукт» Олег Жуковский перед рождением третьего ребенка занялся производством натуральной продукции. По его словам, в магазинах продаются «заменители пищи», которыми опасно кормить детей.

В-третьих, появляются фермеры, которые хотят возродить былую славу родного края, заняться традиционной для Украины деятельностью или, наоборот, поэкспериментировать с агробизнесом. Тернопольский фермер Лаша Мукбаниани рассказывает, что его технология производства сыра родилась как протест против засилья некачественного продукта под названием «сулугуни» в Украине.

Собрание фермеров Киевщины

Собрание фермеров Киевщины

В-четвертых, в фермерстве начинают появляться стартапы, лидеры которых уже знают, как выгодно внедрить зарубежные технологии в украинских условиях. Игорь Мусиенко и Игорь Щукин проработали 15 лет в мясоперерабатывающей сфере, а затем приняли решение начать собственное производство качественных натуральных продуктов по типу австрийских и немецких семейных предприятий. А вот киевский рекламист Тарас Ложенко решил помочь фермеру отцу наладить бизнес по-европейски. Сначала молоко с хорошими показателями жирности и белка продавали французам на сырный завод, затем решили сами производить кисломолочные продукты и сыры. На ферме содержатся козы за аненской, альпийской и английской пород, а также коровы голштинской и симментальской пород. Из козьего молока производят сыр «Марк» по французскому рецепту с выдержкой пять-семь месяцев. Так его назвали в честь французского сыродела, на ферме которого Тарас Ложенко учился. Другой сыр – «Виктор», назван в честь голландского мастера, который поделился своим рецептом. Кроме того, из козьего молока делают брынзу, сладкий и соленый сырки, а из коровьего – сметану, творог, масло, сырки, кефир, сгущенку (ее варят на костре).

«У нас своя философия, мы исповедуем принцип: хочешь сделать хорошо – сделай это сам, – говорит Тарас. – Поэтому все операции – от вспашки земли под посев зерна до доставки сыра – мы выполняем сами». Тарас считает, что мелкие товаропроизводители должны стать основой сельского хозяйства Украины.

Группировка сельских домохозяйств по площади

Номинация «Украинский фермер»

В Украине производители сельхозпродукции разделены на две категории: юридические лица (13 тыс. сельскохозяйственных предприятий и 39 тыс. фермерских хозяйств), а также физические лица – 4,1 млн личных крестьянских хозяйств. Согласно данным Госстата, по состоянию на 1 июля 2015 года площадь земли в пользовании фермерских хозяйств составила 4,43 млн га, в т. ч. пашни -4,3 млн га. Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Иван Томич считает, что украинское фермерство в основном состоит из семейных хозяйств, которые производят 60% сельскохозяйственной продукции.

«Фермерство – это три в одном: бизнес, самозанятость и хобби, – говорит он. –  Сельское хозяйство для фермера -не только способ производства, но и образ жизни. Семейная ферма всегда была опорой экономики».

По словам главы Ассоциации фермеров Киевской области Александра Чубука, фермерское хозяйствование – это сложное социальное явление, имеющее ряд отличий от классического предпринимательства.

«Фермер – житель села, а его деятельность – реализация его мировоззрения, – считает А. Чубук. – Парадокс в том, что даже если он не получает прибыль, все равно продолжает заниматься своим делом: будет откармливать и доить коров, выращивать овощи или зерно. Конечно, может поменять специализацию, если работает себе в убыток, но не продаст хозяйство, чтобы вложить деньги в другой бизнес. Большинство украинских фермеров раньше были агрономами или бригадирами. Так, 25-30% украинских фермеров имеют среднее специальное образование, 20% – высшее, остальные – среднее. Сегодня они стараются совершенствовать свою деятельность: прогнозируют, анализируют, просчитывают, разрабатывают рыночную дифференциацию. Фермерские хозяйства, у которых менее 100 га, преимущественно работают по схеме «сегодня – на сегодня», то есть произвел – продал. Другие – разрабатывают планы. В нашей ассоциации фермеров моложе 50 лет нет, так как начиналось развиваться фермерство в 1991-1992 годах. Молодежь сельским хозяйством мало интересуется, работа эта не легка».

Фермерство в Украине и за рубежом – принципиальные различия

В европейских странах основной генератор развития сельского хозяйства – мелкие фермеры, которые обеспечивают население качественными продуктами и достаточно эффективно адаптируются к условиям ведения бизнеса. В странах ЕС работает около 27 млн производителей сельскохозяйственной продукции, 97% – индивидуальные (семейные) хозяйства. В сельском хозяйстве Италии насчитывается 1,6 млн хозяйствующих субъектов, Польши – 1,5 млн, Испании – 989 тыс., Греции – 723 тыс., Венгрии – 576 тыс. Украинское и европейское фермерство развивалось разными путями, в Европе это многовековые традиции, в Украине – бизнес-эксперименты, которые стартовали в начале 1990-х.

«На Западе фермерство развивалось эволюционным путем: осваивали территории, вспахивали земли, занимались животноводством, -рассказывает Александр Чубук. – Европейский аграрный сектор формировался на основе фермерского хозяйства и семейной фермы, которые поддерживало государство.

Украинское фермерство развивалось политическим путем: революция, коллективизация, приватизация. Мы стали фермерами в 1990-х годах и показали, что этот бизнес может быть прибыльным. Я считаю, большая наша ошибка в развитии фермерской деятельности -принятие закона об аренде земли. Так появились агрохолдинги. А нужно было в законе указать ограничения площади арендного надела, и структура размеров хозяйств была бы совсем иной. Сегодня в Украине размер среднего фермерского хозяйства составляет 112 га, в Германии, Великобритании, Франции, Польше – до 100 га».

Эксперт по точному земледелию, директор компании Precision Decisions Клайв Блеккер (Министерство торговли и инвестиций Великобритании) рассказывает, что в Великобритании другие стандарты размеров сельхозпредприятий. «Несколько тысяч гектаров обрабатывают крупные фермеры, в Украине такие хозяйства считают средними, -подчеркивает Блеккер. – С другой стороны, украинское малое сельхозпредприятие больше, чем британское, и работает оно в условиях выживания. Среди преимуществ фермерства в Украине – невысокая арендная плата за землю».

Исполнительный директор сельскохозяйственной компании «Сентри Фарминг» (Великобритания) Джон Барретт поясняет, что главное отличие украинского сельского хозяйства от британского – масштабность, а причина – в стоимости земли или размере арендной платы. «Арендная плата у нас очень высока – 500-800 $/га, а стоимость гектара – $35 тыс., -говорит Барретт. – Мы получаем дотации от государства – 225 $/га. Однако в Украине очень интенсивно развивается инновационная программа земледелия. Украинские аграрии быстро овладевают современными технологиями, системами точного земледелия».

В среднем мелкий польский фермер обрабатывает до 5 га. По словам канцлера продовольствия и сельского хозяйства Польши и Украины Стефана Герчевского, мелкие фермеры – основа сельского хозяйства в Польше, а латифундистов, у которых в обработке 300 га, насчитывается менее 1%.

Примечательно, что европейское фермерство интенсивно диверсифицирует свою деятельность, что увеличивает эффективность их деятельности.

Структуры посевных площадей в сельских домохозяйствах

«Французские фермеры склонны работать диверсифицированно, – говорит французский фермер Людовик Боссир. – Например, я занимаюсь не только растениеводством, но и произвожу молоко и мясо. Обрабатываю 120 га, из них на 30 га выращиваю силосную кукурузу, на 20 га – пшеницу, на остальных – кормовые культуры. Я много раз был в Украине и видел заброшенные села, где стоят пустые коровники, свинарники, а сельским жителям негде работать. То есть у Украины огромный потенциал, который надо реализовать».

Людовик посетил в Украине фермерское хозяйство «Напоривское» Григория Ткаченко (Черниговская область), поделился опытом.

Диверсификация бизнеса -вот, что в первую очередь перенял Ткаченко.

«Я типичный украинский фермер, – говорит Григорий Ткаченко. – Ресурсы для бизнеса зарабатывал сам, со своей семьей, без инвесторов и банков. Диверсифицировали производство по-европейски. Раньше выращивали до 17 культур.

Сегодня научились зарабатывать деньги в растениеводстве, инвестируем их в животноводство. В Украине есть преимущества, которых нет в Европе. Например, много не обрабатываемых земель. Если только сможем победить коррупцию, вполне способны побороться за счастливое будущее.

Принципиальное отличие украинского фермера от европейского – условия хозяйствования: экономическая и политическая ситуация в стране, налогообложение, отсутствие господдержки. Правительства стран Европы помогают своим аграриям с обустройством ферм и территорий, с финансированием, а нашим фермерам связывают руки новой системой налогообложения».

«В Европе фермер ведет диалог с властью, и проблемы, поднятые в ходе диалога, находят свое решение. Мы организовывали множество акций-протестов, а результат – нулевой, – делится И. Томич. – Наши фермеры кричат о том, что нельзя отменять существующую налоговую систему. Но их не слышат и усложняют процедуры администрирования. Теперь фермер должен нанимать бухгалтера, даже юриста, который будет следить за этой нормативной базой, а завтра понадобится еще и экономист. Получается, что из него делают колхоз – на раба два прораба.

Украинский фермер живет в другом мире, параллельном западному. Там не знают, что такое рейдерство, коррупция, воровство. В Германии свиней перед забоем не взвешивают. Сначала тушки продают, а мясокомбинат определяет их массу. Хозяин даже не допускает, что его могут обмануть – он уверен, что ему заплатят справедливую цену. А наш фермер даже не может себе представить такого уровня доверия к покупателю. Европейский фермер получает 400 €/га прямой поддержки. Кредит он берет под 1,5-2% на 30 лет. Например, у поляков 80% стоимости трактора или комбайна компенсирует государство. Разница не только в экономических отношениях – условия развития фермерских хозяйств кардинально иные».

Фермер Григорий Ткаченко убежден, что прежде всего нужно решить проблему коррупции, чтобы изменить ситуацию в отрасли:

«Я был во многих странах и скажу вам: главное отличие украинского фермерства -условия хозяйствования. По моему мнению, когда в нашей стране исчезнет коррупция, тогда в агросектор потекут финансовые реки. Интеллектом, ментальностью и трудолюбием мы не отличаемся от западных коллег. К тому же у нас в стране несравнимо больший природно-ресурсный потенциал».

Несмотря на различия между европейским и отечественным сельским хозяйством, украинские аграрии открыты к сотрудничеству и продумывают совместные бизнес-планы.

«Украинские фермеры работают с энтузиазмом. Они уверены в том, что делают, – говорит Саймон Притти, территориальный менеджер по продажам дистрибьюторской компании «Агровиста» (Великобритания). – Мы поняли, что должны кооперироваться с украинскими аграриями. Вместе мы сможем работать эффективнее».

Поддержка Госдепа

В Украине принята новая стратегия развития сельского хозяйства на 2015-2020 годы, в которой сделана ставка на мелкого сельхозпроизводителя. Помочь в этом направлении призвано Агентство США по международному развитию (USAID).

«USAID и другие международные доноры будут оказывать наибольшую поддержку малым и средним производителям сельскохозяйственной продукции в Украине, – говорит заместитель директора миссии USAID в Украине, Беларуси и Молдове Джон Пеннел. -Речь идет о предприятиях, годовой оборот которых не более $1 млн, а площадь пашни – до 3 тыс. га.

Именно такие мелкие и средние агропроизводители являются становым хребтом сельского хозяйства в развитых странах: США, Канаде, странах ЕС. Мы убеждены, что мелкое фермерство – перспективный бизнес для Украины, нужно сосредоточиться на поддержке этого сектора». Эксперты агентства отмечают: крестьянские единоличные хозяйства Украины имеют огромный нереализованный потенциал.

«Мы помогаем селянам выйти на кредитные общества, которым гарантируем, что мелкие фермеры – это действительно добросовестные клиенты, потенциальный источник прибыли кредиторов. Они вовремя выплачивают взятые ссуды и получают возможность за счет кредитов приобрести технику, расширить производство, создать рабочие места», – отмечает Джон Пеннел.

Кроме кредитов агентство открывает мелким производителям доступ к передовым технологиям, помогает построить цепочки добавленной стоимости, оформить сертификаты на свою продукцию, финансирует американские правительственные гранты.

Образовательный уровень председателей сельских домохозяйств

При поддержке канадского правительства реализуются проекты развития зернохранилищ и сельскохозяйственных кооперативов в Украине: «Канадский кооперативный зерновой проект», «Развитие молочного бизнеса в Украине» и проект бизнес-развития плодо-овощеводства. Общий бюджет финансирования указанных проектов составляет около 53 млн канадских долларов.

«За период реализации проектов оказана поддержка строительству двух комплексов по хранению, приемке и первичной доработке зерна для зерновых сельскохозяйственных кооперативов и производителей сельскохозяйственной продукции, – отметил министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко. – В планах – провести обучение и обмен опытом по выращиванию, хранению, маркетингу плодоовощной продукции для работников 30 тыс. малых и средних хозяйств.

В текущем году планируется поддержать 170 семейных ферм и тысячу личных сельских хозяйств. Общий объем привлеченных средств составляет $4,3 млн».

Исходя из цифр, приведенных в начале статьи, это крайне небольшой процент тех, кто нуждается в такой поддержке… Но будем надеяться, что это начало больших преобразований. Начало настоящего развития фермерства в Украине.