Здравствуйте, читатель!

То, что Украина — Страна чудес, уже известно не только проживающим в этой стране, но и приезжающим в нее из других государств. Например, выдающийся бразильский ученый Диресу Нери Гассен, приехав на Кировоградщину, поразился нашим богатым почвам, посетовал на недостаток дождей, но главное — нашим работящим и, как он считает, поддающимся дисциплине людям (интервью с Дирсеу Гассеном — на стр.12). А чудеса заключаются в том, что мы не умеем управлять процессами, не понимаем, что нужно дать растению в первые 20 дней после посева, как управлять сохранением влаги, как контролировать сорняки, как управлять болезнями и насекомыми. По мнению бразильского ученого, все эти элементы управляются так же, как автомобиль: там притормозил, там газу добавил, долил воды в стеклоомыватель. А мы верим в чудеса, ничего этого не делаем, потому у нас растение выросло, если с дождем повезло («Дождь исправляет все ошибки», — сказал нам директор «Компании Агромир» Андрей Твердохлеб). У нас сорняки погибают, если мы их повыдергиваем или потравим. Насекомые у нас не контролируются местным природным фактором, а только конкретным ядом. В уборке урожая активно участвуют мыши и суслики.

У нас даже засуха оригинальная. В южных областях собирают по 3 центнера, по 14. А знакомый продвинутый агропромышленник на Житомирщине собирает по 69 ц/га — второго класса! На юге, наверно, в этот результат никто не поверит — «Ні, синку, це — фантастика». И этот земледелец живет не в отдельно взятой образцовой области, в той же Стране чудес. У него в компании десятки тысяч гектаров обрабатывает 213 человек, из них 67 — охрана. Нужны ли тут комментарии?

А вот по нулевой обработке у него получается не все. Рапс не получается, например.

— Но на той же Кировоградщине рапс по нулю дает 25 ц/га. Быть может, поучиться у людей?

Он смотрит на меня без энтузиазма.

— У меня по классической технологии — 48 ц/га… Зачем же мне другой результат?

И правда. Ведь это бизнес, здесь нет ни благотворительности, ни научного эксперимента. Для того, чтобы люди применяли почвосберегающие технологии, им нужно сначала ответить на вопрос «зачем».

Мы за ответами на вопросы обратились к правительству. И коеFкакие ответы получили. Думали, все просто: люди в полях борются с отсталостью сельскохозяйственной мысли, делают из отсталой отрасли высокоприбыльную, а в кабинетах чиновники ничего не понимают: дотации раздают, ограничения вводят… Нет, все оказалось не так просто. Наверху люди тоже все понимают. И только наш статус Страны чудес из сложения общих усилий делает отрицательный результат. В общем, если бы Буратино зарыл свои пять золотых монет этой весной в Николаевской области, внес бы удобрения, микроэлементы, все равно бы ничего не уродилось. А вот в Житомирской области он бы натряс не один мешок. Потом, глядишь, перешел бы на глубокое рыхление, а затем и на нулевую обработку. Только при нулевой обработке монеты было бы слишком легко выкопать, поэтому пришлось бы нанимать многочисленную охрану. Все-таки, Страна чудес. Тут нужен глаз да глаз.

И жаль, что мой знакомый с Житомирщины поздно родился, а то бы уже сверкал звездой Героя Соцтруда на груди за урожайность в 69 ц/га, очаровывая сельских девиц и повергая в зависть местное руководство.

Можно в этой стране работать и зарабатывать, — вот каков вывод из хроники этого засушливого года. Ведь в этой стране немало фокусников и трюкачей, но есть и люди, способные творить на ней настоящие чудеса. 

 

Главный редактор