Продолжение американских записок журналиста «Зерна».

Америка на многие вещи заставляет взглянуть иначе. Путешествие по империи John Deere, естественно, пролегало через реальные американские города и городки, через отели, общение с реальными американцами (Опубликовано в № 04.2010 г.)

В Иллинойсе и Айове зима настоящая, снега и бескрайние просторы. Вряд ли в это время года можно различить, по какой стране ты едешь, по США или России, такие же белые горизонты с лег­ким оттенком январской тоски и такие же одинокие фермы, домишко, сарайчик, небольшой силос. И обязательно трактор John Deere под навесом. В США жить без автомобиля невозможно. Даже если ты в городе, разброс его по территории таков, что – пять миль аптека, шесть миль супермаркет, ногами ничего не успеешь. А ритм жизни бойкий. Поэтому особенно удивляет традиция домостроения в Иллинойсе: между домами – сантиме­тров пятьдесят. В Европе дома бы просто слились, но здесь – между соседями есть просвет. Объяснить это невозможно. В щели практически нет света, что делает невозможным нормальную архитекту­ру, – непонятно, как могут выглядеть комнаты в доме, у которого окна только на узком фасаде и на заднем дворе. Ну, это уж их странности. Дома дощатые, недорогие.

В быту меня лично впечатлило отноше­ние американцев к деньгам. Интересно, кому бы из нас пришло в голову, передвигаясь по Украине, набить карман купюрами по одной гривне? А вот в США один доллар – это весьма уважаемая банкнота. Доллар – это деньги. Многие вещи и товары стоят мень­ше доллара, любой официант, шофер или другой работник сервиса, продавец, с ува­жением и трепетом примет из ваших рук доллар. Более того. Знаменитый американ­ский квотер, монета в 25 центов, – тоже день­ги, и ее тоже уважают. Попробуйте где-нибудь в Украине оставить гривну на чай, на вас посмотрят, как на главного жлоба планеты. А в США к деньгам относятся… Нет, не как к идолу или тотему… А, напри­мер, так, как к растениям относятся в Европе. Они помогают жить, они украшают наш быт, им не нужно поклоняться, но нельзя и вытап­тывать, относиться небрежно. Деньги для американца – инструмент достижения каких-то жизненных целей. И они знают, что этот инструмент собирается по крупицам. У нас же, если тебе в руки не упал миллион, то за тысячей нечего и спину нагибать, подби­рать ее… Нужно ждать миллиона. Американец же наоборот, собирает свой миллион из 25-центовиков и долларовых бумажек. И, нужно заметить, они чаще достигают своих целей, чем мы, ожидающие этого самого мил­лиона.

Джон Дир изобрел самоочищающийся плуг и тем самым изменил жизнь тысяч фер­меров Иллинойса, которые мучались на лип­ких и тяжелых почвах. Естественно, бизнес его круто пошел вверх. 92 года назад он при­обрел завод в Ватерлоо, там изготавлива­лись трактора Gasoline Waterloo.

Здесь и сегодня производят самые извест­ные трактора в мире.

Кстати, в Америке довольно трудно купить вещь, изготовленную в США. Здесь активно применяется система, при которой фирма-изготовитель в США содержит офис, менеджмент и финансовый менеджмент, группы дизайнеров и технологов, а само производство размещено в третьих стра­нах, в Эквадоре, Бангладеш, Никарагуа, а больше всего – в Китае.

Я даже спросил у Хетфрига Карстена, организатора нашего путешествия, – «а можно ли в США купить что-нибудь, сде­ланное в США?»

Он задумался и после паузы сказал:

– Можно. Вам придется купить трактор John Deere.

Здесь же, в Ватерлоо, производят и транс­миссии для тракторов, и литые из чугуна детали.

Сегодня в Ватерлоо производят четыре линейки тракторов. Все трактора высоко­мощные, 7000-я серия, 9000-я, колесные и гусеничные 8R. Над этим трудятся 5800 рабочих, а изобретаются трактора в штаб-квартире, где расположены инженерные и конструкторские подразделения. Трактора собирают в три смены, первая – основная, и вторая и третья – досборка. Трактор состо­ит примерно из 17000 деталей.

Завод занимает площадь в 18 гектаров. Интересна концепция производства: ска­жем, на заводе почвообрабатывающего оборудования производятся подшипни­ки, чего не делает ни один производитель в мире. На заводе тракторов производят­ся двигатели, самый мощный – 9-литро­вый, соответствующий стандарту по выбросам TIR-3. Скоро будет достигнут стандарт TIR-4. Инженеры говорят, что, если тогда на тракторе поехать в Лос-Анжелес или Даллас, воздух, выбрасы-вемый трактором, будет чище воздуха, который в него будет входить. Но этот двигатель будет очень чувствителен к содержа­нию серы в топливе, потребуется очистка. Для Украины же трактора поставляются в стандарте, позволяющем переносить суровые наши условия. На фабриках John Deere знают, что у нас возмож­но попадание воды в дизтопливо, тогда его можно сепарировать… А высокое сульфосодержание опас­но для клапана рециркуляции и влияет на турби­ну со сменной геометрией. Так что трактора гото­вят к подобным испытаниям… Стандарт для Украины, TIR-2, более эффективен по использо­ванию топлива, как минимум на 5% экономичнее TIR-3. Этот двигатель легко работает на 8%-ной добавке биодизеля (в Германии – 20%, биодизель немецкого стандарта). Может работать и на 100%, но потребуются специальные добавки.

Мы ездим по сборочным цехам. На конвейере одновременно – 200 двигателей.

И, как огромное достижение, на стене – надпись об асболютном рекорде завода. 14 миллионов рабо­чих часов без производственных травм!

Мы осматривали сборку тракторов. С завистью глядя на лакированные капоты, Мовсесян, агропромышленник со Слобожанщины, посетовал:

– Я купил три украинских трактора… Один не завелся, второй рассыпался, третий – весь течет, капа­ет… Увезли, дали замену…

Над рабочими местами американских сборщиков пестрели флаги США.

Конвейер, презирая мировой кризис, двигал и дви­гал к выходу на рынок продукцию с именем спаси­теля иллинойских фермеров.

Им есть чем гордиться. Возьмем только один трак­тор – 8R.

  • двигатель PowerTech Plus 9,0 л;
  • система охлаждения VariCool;
  • встроенное электронное оборудование CAN-bus;
  • выбор трансмиссии;
  • мощная трехточечная задняя навеска грузоподъ­емностью до 1,7 т (до 12,7 т на гусеничных тракто­рах серии 8320/8345RT);
  • техника готова к подключению системы авто­матического вождения AutoTrac;
  • большой топливный бак емкостью 681 л на трак­торах 8R и топливный бак емкостью 758 л на гусе­ничных моделях 8RT;
  • диалоговый монитор, установленный на угло­вой стойке;
  • максимальная транспортная скорость до 42 км/ч.

Эти данные приведены здесь не для того, чтобы что-то расхваливать или продвигать… Просто для понимания того, что мы видели и о чем мы говорим. Надеюсь, понимание есть.

Ю.Гончаренко,

 

главный редактор журнала «Зерно»