«А как вы влияете на государство, чтобы оно помогало поддерживать высокую цену на сви­нину?» – спросил на февральском семинаре по свиноводству во Франции один из украин­ских гостей. Представители французского сви­новодческого бизнеса растерянно перегляну­лись, засомневавшись, – правильно ли поняли перевод. Ответили тактично, но по существу вопроса: «Видите ли, у нас принято добивать­ся не увеличения цены на свинину, а уменьше­ния ее себестоимости» Такие вот особенности национального свиноводства… (Опубликовано в № 03.2010г.)

Беспородным в Европу не попасть

Свиноводство Украины было и всегда будет национальной отраслью сельхозпроизводства. И хотя долгое время тенденции в отечественном свиноводстве удручали, прошлый год стал переломным: если в пре­дыдущие годы поголовье свиней в Украине уменьшалось в среднем на 7% за год, то с весны 2009 года оно начало увеличиваться. И уже выросло более чем на 10% по срав­нению с предыдущим годом – до 8 млн голов. Этот рост в первую очередь обусловлен раз­витием крупных свинокомплексов европей­ского типа.

Кроме наращивания оборотов производ­ства, такие современные комплексы дают надежду, что вскоре ЕС позволит себе импор­тировать свинину из Украины. Умеренные цены, относительно дешевая кормовая база вполне этому способствуют. Ведь сейчас у нас себестоимость производства одного кило­грамма свинины – 12-14 грн/кг, вложения в создание фермы на тысячу голов с нуля -$8-10 млн, и при выходе мяса из 100 кг сви­ньи – 55-60 кг оборот денег укладывается в 6-9 месяцев. Поэтому инвесторы смотрят с интересом на украинский аграрный сек­тор. По словам руководителя проектов Украинской аграрной конфедерации Александра Ярославского, с 2000 года они активно вкладывали деньги в развитие пти­цеводства, с 2006 года – в свиноводство, а с 2010-2012 гг. ожидается их активизация в скотоводстве.

По прогнозам специалистов, структура производства свинины в Украине в ближай­шие 6-8 лет ожидается следующая: 70% -крупные свинокомплексы, 30% – хозяйства населения. Причем доля мелких хозяйств постепенно будет снижаться. Мы уверенно становимся на рельсы интенсивного разви­тия свиноводства. В таких условиях разви­тия отрасли остро встал вопрос улучшения генетического потенциала продуктивности пород, стад, отдельных животных. Основной породой свиней в Украине является боль­шая белая, которая за последние годы диф­ференцированно совершенствуется. Наиболее распространенный тип УВБ-1 используется как материнская форма в соче­тании с двумя другими. Изучается целесо­образность и обоснование сочетания УВБ-1 с типами этой же породы зарубежной селек­ции. В вопросах селекции многие страны, в которых процветает свиноводство, ушли далеко вперед. И все крупные отечествен­ные фермы добились хороших результатов благодаря именно зарубежному опыту, в частности – Дании. Но в последнее время за лидерство в селекции свиней активно борются французские ученые. Еще 10 лет назад в Украину была завезена группа животных крупной белой породы свиней французской селекции компа­нии «Франс Гибрид». А сейчас можем говорить о заинтересованности в украинском рынке уже четы­рех французских селекционных компаний из пяти существующих: PEN AR LAN, «Франс-Гибрид», MultiGene+, «Нуклеус». И они ведут активную дея­тельность по поиску партнеров в Украине.

Как это делают во Франции

По производству свинины среди стран ЕС Франция занимает второе место, уступая только Германии. Основным районом промышленного свиноводства является Бретань. Сейчас там около 10 тыс. свино­водческих предприятий, объединенных частными структурами или специализированными кооперати­вами. На четыре бретанских департамента прихо­дится свыше 6 млн свиней, – более половины обще­го поголовья. В Бретани для откорма свиней тради­ционно используется картофель и молочная сыво­ротка. В Северном и Парижском районах свиновод­ство основано на использовании отходов свеклоса­харного производства.

Схема французского свиноводства представляет собой трехъярусную пирамиду:

  • селекция направлена на достижение генетиче­ского прогресса путем изменения генотипа живот­ных таким образом, чтобы он лучше отвечал потреб­ностям свиноводов, представителей перерабатыва­ющей отрасли и потребителей;
  • размножение, в рамках которого получаются гибриды, – племрепродукторы в свиноводческих хозяйствах;

• производство, которое использует схемы скрещивания таким образом, чтобы пополнить особенные характерные качества каждого гено­типа явлением гетерозиса (число продуктив­ных свиноматок на стадии селекции и размно­жения).

Структуры уровня генетики под названи­ем организации селекции свиней, обычно тесно связаны с объединениями производителей сви­ней для колбасной отрасли, обеспечивают одно­временно:

  • создание генетических улучшителей на стадии селекции и распространение чистопо­родных репродукторов на стадии размноже­ния;
  • производство на стадии размножения гибридных репродукторов и их распростране­ние на продуктивные свиноводческие хозяй­ства.

Центры искусственного осеменения позво­ляют свиноводам быстро получать чистопо­родных или гибридных хряков, ускоряя таким образом одновременно и генетический про­гресс, и его распространение сверху вниз пира­миды. Более 75% оплодотворений производят­ся путем искусственного осеменения.

Французско-китайские аристократы

Основными селекционированными поро­дами во Франции являются Крупная Белая, Ландрас, Пьетрен, Дюрок. Породы Гемпшир и китайские используются как составляющие пород некоторых линий. Четыре популяции селекционируются коллективным способом (Крупная Белая линия свиноматки, Французский Ландрас, Крупная Белая линия хряка и Пьетрен).

Для генетического совершенствования отобран­ной популяции в каждом поколении применяется следующий метод:

  • племенное отслеживание и идентификация животных популяции;
  • контроль за качеством показателей и морфо­логическая оценка;
  • расчет генетических показателей методом BLUP – животная модель (Best Linear Unbiased Predictor);
  • выбор будущих репродукторов;
  • составление графиков случек.

Министерство сельского хозяйства Франции вне­дрило процедуру аккредитации организаций селек­ции свиней. Эта аккредитация обязательна для полу­чения гражданских реквизитов для производителей, экспорта репродукторов и для доступа хряков в цен­тры искусственного осеменения. Аккредитация под­разделяется на четыре различные функции, соответ­ствующие различным задачам:

  • Ведение Племенной книги: определение для каждой имеющейся популяции стратегии селекции, идентификации и племенного управления. Эта функ­ция признана Европейской комиссией.
  • Функция селекции: осуществление в каждой из имеющихся в организации популяций стратегии производства, определенной в соответствующей Племенной книге.
  • Ведение Зоотехнического реестра: определе­ние для каждого гибридного генетического типа стра­тегии производства, идентификации и прослежива­ния происхождения. Эта функция признается Европейской комиссией.
  • Функция размножения: осуществление для каж­дого производимого гибридного генетического типа стратегии, определенной в соответствующем Зоотехническом реестре.

Получение и сохранение аккредитации контро­лируется независимой организацией, а окончатель­ное решение выносится Министерством сельского хозяйства.

Деятельность центра осеменения (забор, упаков­ка, хранение и распространение семени свиней) во Франции обусловливается получением каждым из таких центров забора семени зоотехнической и сани­тарной аккредитации, а также зоотехнической и санитарной аккредитации для каждого из имею­щихся хряков. Для получения зоотехнической аккре­дитации для хряков – выходцев из селекциониро­ванных или гибридных популяций необходимы граж­данские реквизиты и соответствие конкретным зоо­техническим требованиям (напр., стандартизован­

ный показатель генетической ценности не мень­ше среднего, размер гнезда хрячка больше мини­мального порогового уровня, установленного регла­ментацией).

Во главе угла – санитарный контроль

Французские свиноводческие хозяйства, зани­мающиеся селекцией и размножением, а также базы забора центров искусственного осеменения сви­ней подчиняются нормативным правилам Европейского сообщества и французскому зако­нодательству. Следовательно, на них осуществля­ется требовательный санитарный контроль Французскими дирекциями ветеринарных служб, в частности – на псевдобешенство (болезнь Ауески) и классическую чуму свиней, включая, например, профилактические меры и регулярный серологи­ческий контроль стад. Этот санитарный контроль позволил Франции доказать отсутствие многочис­ленных болезней свиней, таких как ящур, болезнь Тешена, африканская чума, туберкулез и трихи­неллез. Кроме того на всех базах забора отсутству­ет дисплазийно-дыхательный синдром свиней (SDRP). Все свинофермы по селекции, размноже­нию, а также центры забора находятся во француз­ских департаментах, в которых, как признано Европейской комиссией, отсутствует болезнь Ауески или в которых Европейская комиссия одобрила программы борьбы с этой патологией. Ни одного случая классической чумы свиней не было зареги­стрировано у домашних свиней в течение уже более 15 лет.

Александр Пантус, «Франс-Гибрид-Украина»:

У гибридов хорошая репутация

– Какие породы вы считаете перспективными в Украине?

– Думаю, больше шансов имеют гибриды. Здесь их не хватает, а ведь именно гибриды дают большой и быстрый прирост мяса при относительно невысокой конверсии корма.

– Считается, что главные проблемы, возникающие в Украине при адаптации иностранных пород, – ветеринар­ные и санитарные…

– Да. Проблемы с ветеринарией возникают потому, что наши ветеринарные институты выпускают недостаточно качественных специалистов. Если к этому добавить, что фермеры позволяют себе экономить на вакцинации, при строительстве ферм могут не придерживаться наших рекомендаций об организации санитарной зоны для вве­зенных животных, карантинного помещения, – проблемы действительно могут возникать.

– В каком направлении сконцентрированы сейчас селек­ционные работы во «Франс-Гибрид»?

– Занимаемся увеличением привеса. Уже достигнут показатель 1100 г в сутки при конверсии корма 2,64. Работаем над материнскими качествами свинок и чтобы поросят было побольше. Сейчас реальная цифра по нашим породам – 11,8 поросят при отлучке. Некоторые компании говорят, что у них при отлучке идет больше 12 поросят. Но это, скорее, французские результаты. В Украине я не слышал, чтобы реальный показатель был больше 11,8. У наших пород хорошая репутация. Не уди­вительно, что за 10 лет присутствия «Франс-Гибрид» в Украине у нас появились постоянные клиенты в 10 обла­стях, в том числе индустриальных, – Донецк, Днепропетровск, Полтава, Одесса, Николаев… Причем обновление поголовья и прародителей, и прапрародителей идет по линии нашей французской генетики.

Анжей Плис, региональный представитель MultiGene+ в Украине, России, Белоруссии:

Ставка – на плодовитость

– Анжей, какими вы видите перспективы пород француз­ской селекции на украинском рынке?

– Французская селекция лет на 15 опережает работы укра­инских селекционеров. Поэтому, чтобы сейчас получать хоро­шие результаты, лучше работать с уже предоставленным высококачественным генетическим материалом. Можно, конечно, самим заниматься селекцией, а через 15-20 лет получить то, что мы имеем уже сейчас. Но проще купить животное с мощным генетическим материалом. Конечно, нельзя делать ставку исключительно на зарубежный генети­ческий материал. Но чтобы получить породу, нужно не менее 10 лет и огромные деньги. В 1994-95 годах мы привезли из Китая свинку распространенной там плодовитой породы. После кропотливой работы в начале 2005 года уже начали продавать новую породу Юна, которую отличает большое количество поросят. С 2008 года она в экспорте. Поросят нам уже хватает – 15 живорожденных. Теперь работаем над мате­ринскими качествами свиноматки, количеством функцио­нальных сосков. Юна имеет на 2 соска больше, чем европей­ские породы. И молоко у нее лучшего качества.

– Каков, по-вашему, потенциал датских пород?

– Датская генетика тоже идет вперед. Проблема только в том, что у них один тип свиноматки и один тип хряка. Возможно, стоит расширять типовой ряд.

– Что, по вашему мнению, является основной проблемой украинского свиноводства?

– Отсутствие хозяина на ферме. Например, есть большая ферма на 800 свиноматок. А хозяин может позволить себе сидеть неизвестно где! Управляющий не всегда думает, чтобы все было как можно лучше. А тот, кто непосредствен­но работает с животными, думает об этом еще меньше. У вас человеческий фактор имеет огромное значение. Во Франции средняя ферма – 150-200 свиноматок, как прави­ло, это семейный бизнес. И все члены семьи заботятся о животных и, соответственно, об общем деле. А у вас тот, кто работает на ферме, чаще просто получает зарплату, а остальное его мало волнует.

Станислав Немыжский, региональный представитель PEN AR LAN в Украине, России, Белоруссии:

Украина – очень важный для Европы рынок

– На что делает ставку ваша ком-пиния на украинском рынке?

– Чтобы получить хорошие результаты в свиноводстве, нужно несколько факторов: организация производства, высокопрофессиональная команда, корм, соответствующий профилю животного. Животноводство становится все сложнее, а себестои­мость мяса – все ниже. Выход – суперпродуктивные животные. Украина – рынок очень важный для Европы. И очень перспективный. В Украине много земли. Но нужно взять новую продуктивную генетику. Ее мы и предлагаем. В процессе селекции новой мясной породы Найма мы китайскую кровь соединили с европейской. Новую поро­ду характеризует большая продуктивность и высокие материнские качества. Сейчас свиноматка Найма может давать в среднем 14 поросят, которые при рождении весят не меньше 1,5 кг. При благоприятных факторах свиноматка может приводить до 30 поросят в год.

– Каков временной лимит действия породы Найма?

– Для свиноматки наиболее продуктивный период 2,5-3 года, семь опоросов. Можно использовать и больше, но экономический эффект не тот – уменьшается количество поросят. Что касается хряков, то многое зависит от усло­вий содержания и санитарных факторов. Если речь идет об искусственном оплодотворении, то особь можно эффективно использовать три года. Если о натуральном -нужно просто корректировать питание, и возможности не ограничены.

С какими сложностями вы сталкиваетесь в Украине?

– Есть конкуренты на уровне себестоимости. Наши сви­ньи с хорошей генетикой стоят, конечно, дороже. Но результат соответствующий. С нашей породой только в Польше работают более 300 производителей. Уверен, что Найма хорошо адаптируется и на украинском рынке. Пока две фирмы разводят нашу породу: Ивано-Франковская компания «Росан-Агро» и львовский фермер Сергей Баран. Сейчас в этих хозяйствах опорос – 11-12 поросят от одной свиноматки. С содержанием животных вопросов не возникает. Очень важен уровень квалификации людей, которые работают с поросятами, чтобы полностью исполь­зовать потенциал животных. Наша компания помогает и консультирует на всех этапах разведение породы. К сожа­лению, санитарные условия в Украине все еще остаются одной из основных проблем животноводства.

Сергей Данылко:

«Результаты от Макстера превзошли мои ожидания»

– Еще в 2006 году в одном из хозяйств в Калуше я купил поросят датской породы Ландрас. Мне повезло: из 350 поросят 150 оказа­лись свинками. Я сам профессио­нально занимаюсь искусственным осеменением. Сотню новых сви­нок тогда осеменил пинерланов-ской спермой «П-76» и к 2007 году имел уже стадо более 1000 голов. У меня получалось два опороса в год по 11-12 поросят. Впечатление от пинерлановской спермы осталось неплохое. Но потомство было гетерозиготное. И хотя было в паре случаев продолжения линии результаты оставляли желать лучшего. Из-за того, что свинки были трехпородно-го скрещивания, третье поколение было значительно хуже своих прародителей. Я начал искать выход. Купил хряка породы Макстер у компании «Франс-Гибрид» во Львове. Месяц он отстоял на карантине в своей компании, потом месяц – у меня на карантине. Поставил ему все прививки, научил скакать на фантом, начали брать сперму. Сначала я осеменил около 100 своих свинок. Результат меня поразил: и по количеству поросят, и по суточному привесу показате­ли оказались даже лучше, чем у чистой породы. Свиноматки привели в среднем по 12 поросят. При рождении те весили не менее 1,5 кг. При отлучке на 28-й день поросята были в среднем по 9 кг. Через пять месяцев от рождения – уже 128­130 кг. В результате основным достижением при работе с Макстером стало улучшение показателей мясистости и сокращение сроков откорма. Как следствие – спрос на искусственное осеменение от моей фирмы повысился. Сейчас я охватил полностью Черновицкую и частично Хмельницкую области. Двигаемся дальше.

Елена Нагорна,

замглавного редактора журнала “Зерно”

Инна Тесленко,

обозреватель журнала “Зерно”