Кто сказал, что в Украине нет конкурентоспособных селекционеров?! У Владимира Игоревича Дмитриева, наверное, самого авторитетного сегодня в Украине селекционера малины, питомник в Брусиловском районе – третья попытка. Предыдущие две тоже были вполне удачными. Многие киевляне до сих пор помнят первый в столице садовый центр «Агрус» на Нивках.

Садовыми культурами он занялся в конце 90-х, переквалифицировавшись, как и многие предприимчивые итээровцы советской эпохи. Пригодился огромный опыт родителей, ведущих белорусских селекционеров, на опытных участках которых он практически вырос… (Опубликовано в №4.2011г.)

Вы часто ошибались в людях? Нет, не в смысле «ой, какой я несчастный, как меня однажды (или не однажды) кинули». А, например, вот начинаете вы какое-нибудь стоящее дело, подбираете вроде бы толковых единомышленников, но с течением времени понимаете, что в таком составе и соотношении индивидуальных характеристик нужного результата не добиться. И пытаетесь методом проб и ошибок микшировать «ингредиенты»… Селекция кадров и селекция растений – это практически одно и то же. Не сразу находишь нужный материал для синтеза. Зато когда находишь…

Питомник №3

 

У Владимира Игоревича Дмитриева, наверное, самого авторитетного сегодня в Украине селекционера малины, питомник в Брусиловском районе – третья попытка. Предыдущие две тоже были вполне удачными. Многие киевляне до сих пор помнят первый в столице садовый центр «Агрус» на Нивках, возникший рядом с заводскими корпусами. Садовыми культурами он занялся в конце 90-х, переквалифицировавшись, как и многие предприимчивые итээровцы советской эпохи. Пригодился огромный опыт родителей, ведущих белорусских селекционеров, на опытных участках которых он практически вырос, подсознательно впитывая особенности и причинно-следственные связи исследовательской деятельности. Правда, отец и мать всю жизнь проработали с корнеплодами – картошкой и сахарной свеклой. Но принципы селекции, как мы уже выяснили, тесно переплетаются не только в мире культурных растений.

Поначалу Дмитриев вместе с партнером развивал приусадебное садоводство. Шел строительный бум, перестраивались дачные участки, разрастались современные коттеджные поселки, поэтому продукция первопроходца «Агруса» пользовалась бешеным спросом. Владимир Игоревич, как более продвинутый «ботаник», взял на себя научно-исследовательскую часть, а партнер – маркетингово-менеджерскую. Но, как это часто бывает, в бизнесе партнеры со временем расстаются… История повторилась и во второй раз, уже с новым партнером. В результате Дмитриев оставался с фундаментальными знаниями и опытом, но без серьезных финансовых запасов. Партнеры – с материальной базой, но без перспективы развития. Сами понимаете, в отсутствие профессионального практика-селекционера ни один питомник эволюционировать не может.

Попытку №3 Дмитриев предпринял уже в формате семейного предприятия. Коммерческим директором частного питомника «Брусвяна» стала на этот раз родная жена.

– В 2005 году мы за 2 тысячи долларов купили в Костовцах усадьбу с огородом, где и оборудовали питомник, который потом стал садовым центром, а на окраине села был создан питомник площадью 15га. – вспоминает первые шаги «Брусвяны» Лилиана Вячеславовна Дмитриева. – Почему не в Киеве? Здесь земля намного дешевле, а расходы – значительно меньше… Но производство элитных саженцев требует грамотных специалистов, постоянного внимания и соблюдения технологии.

С кадрами, конечно, очень непросто складывалось! От Костовцов до Киева – рукой подать, 70-й километр столичной трассы. Многие селяне на работу в столице устроились. А к нам, чужакам, кто поначалу пришел? Те, у кого не сложилось в работе и жизни, «люди с проблемами». Но постепенно нам стали доверять и уже через год к нам потянулись те, кто составил основу нашего коллектива. Сегодня мы гордимся нашими сотрудниками, у нас отличный коллектив!

Действительно, за несколько часов пребывания на довольно обширной территории садового центра и питомника «Брусвяны» я не заметила праздно шатающихся или перекуривающих работников. Очередь покупателей, постоянно подъезжавших на машинах к воротам центра, живенько разбивалась продавцами-консультантами и разводилась по аккуратным тематическим квадратикам площадок с саженцами. Продавцы и упаковщики очень внимательно выслушивали и обслуживали клиентов, подбирая и при необходимости бережно укутывая хрупкие покупки для дальнейшей транспортировки. Канадская голубика и ремонтантная малина, на которых специализируется «Брусвяна», занимали самые большие участки, но многие покупатели, приехав за малиной, ею не ограничивались. Ассортимент покупок – от вечнозеленых туй, кустистых рододендронов и грушово-яблочного частокола до вьющихся по земле побегов клюквы, ежевики, жимолости… В тепличном хозяйстве и на открытых площадях с подрастающими саженцами тоже кипела работа: мини-трактор рыхлил землю фрезой, кто-то развозил торфяное удобрение, кто-то запускал оросительную систему над только-только распустившимися росточками малины на тепличном подиуме… Шутка ли, примерно на 20-гектарной площади питомника «Брусвяна» сегодня выращивает и поставляет по несколько сотен тысяч высококачественных саженцев ремонтантной (плодоносящей дважды в сезон) малины в год! Кстати, конструкцию теплиц для малины Владимир Игоревич разработал сам, инженерные знания пригодились. Да и некоторые эксклюзивные агротехнические секреты «раскопал» и открыл самостоятельно. Теперь делится ими не только с работниками «Брусвяны», но и с коллегами по питомниководству – в рамках созданного по инициативе Дмитриевых Всеукраинского союза производителей посадочного материала. Но это отдельная история с географией, точнее со множеством путешествий и контактов с интересными профессиональными объединениями Европы, по образцу которых они выписали и зарегистрировали максимально прозрачные и конкретные уставные документы нового «Союза»…

Почему именно ремонтантная малина?

 

По ремонтантной малине Дмитриев писал магистерскую работу на кафедре садово-паркового хозяйства в Луганском педагогическом университете. Приняли ее, конечно, на ура. Много ли сегодня студентов, практические опыты которых уже получили широкое признание в кругу садоводов-промышленников? А за ремонтантными Брусиловским стандартом, Примарой, Брусвяной, Ярославной и Брусиловской, официально зарегистрированными сортами Дмитриева, выпестованными на землях Житомирщины, шлют грузовички не только из большинства регионов Украины, но и из Белоруссии, России и Польши. В свою очередь, Дмитриевы заложили у себя коллекцию лучших мировых сортов малины. Очень неплохо зарекомендовали себя по результатам нескольких лет культивации российские сорта селекции И.В. Казакова, выведенные на основе знаменитых английских. Но в условиях украинского Полесья, Лесостепи и даже в крымских субтропиках брусиловская ягода по многим параметрам их превзошла.

– У нас особые условия, – объясняет Владимир Игоревич нюансы разведения малины в Украине. – Более жаркое лето и недостаток влаги требуют от растений лучшей засухоустойчивости. И нам удалось вывести сорта, адекватно переносящие жару, не теряя при этом урожайность.

– А почему Вы решили культивировать именно ремонтантную малину? По слухам, она очень капризная, да и с урожайностью беднее обычной.

– Это устаревшие характеристики, – присоединилась к разговору Лилиана Вячеславовна. – Я приведу несколько аргументов в пользу ремонтантной малины. Во-первых, она плодоносит с начала июня до конца октября. Ягоды обычной малины появляются только к августу. То есть у тех, кто заинтересован выгодно продать свой урожай, есть фора практически в два месяца после появления основной массы малины на рынке. Во-вторых, современные ремонтантные сорта не уступают по урожайности традиционным за счет крупных плодов (6-11 гр по сравнению с 3 гр обычной) и более высокого качества ягод. Ведь ремонтантная малина не поражается личинкой малинного жука, поскольку ее фаза цветения не совпадает с периодом развития этого насекомого. Отсюда третье преимущество: не требует трудовых и финансовых затрат на химическую обработку и остается при этом экологически чистым продуктом. В-четвертых, ее двухлетним побегам не требуется подвязка. А это опять-таки экономия – на шпалере и рабочих руках. В-пятых, если обычная малина требует трудоемкой обрезки плодоносивших побегов секатором, то на мягкую ремонтантную после первых заморозков можно завести обычную косилку – и проблема решена в один присест. Еще один плюс: большинство лучших английских и шотландских сортов малины либо зимонеустойчивы, либо слишком мелкие. Для ремонтантной малины зимостойкость наземной части не имеет ни малейшего значения: весной из корня отрастают новые побеги, которые уже в августе дадут урожай. Если обычной малины собирают по 80-120 ц/га, то современные сорта ремонтантной дают по 150-300 ц/га, в зависимости от погодных условий и особенностей сорта. Для транспортировки ремонтантные сорта также более приспособлены за счет своей плотности. А благодаря тому, что ягоды крупные, сборщик (это всегда живой человек, а не машина) соберет в три раза больше ягод за час работы, чем на плантациях с обычными сортами. И это без учета экономии на эксплуатации холодильного оборудования, перепада цен в зависимости от сезонных продаж, облегчения диалога с переработчиками… В общем, по нашим подсчетам, ремонтантная малина в 5 раз выше по рентабельности.

– А Вы можете назвать регионы, в которых ремонтантная малина наиболее продуктивна?

– В первую очередь это Киевская и Житомирская области, где жара все-таки реже превышает 30 градусов, критических для ягод. Но даже в Крыму себя хорошо показали Брусвяна, Брусиловская и Примара. Из польских хорошо плодоносят Полка и Утренняя роса, хорош российский Геракл.

И еще немного о селекции кадров

 

В «Брусвяне» сейчас работают около 60 человек – работники питомника, механизаторы, офис-менеджеры, стройбригада… Но компания активно развивается, а новых профессиональных кадров, по словам Лилианы Вячеславовны, катастрофически не хватает. И вот в прошлом году в поиске молодых и перспективных «Брусвяна» вместе с Брусиловским райсоветом и отделом образования организовали интересный конкурс для школьников района «Брусиловщина – моя Родина». Самые маленькие готовили тематические рисунки. Победителю достался горный велосипед. Ученики средних классов писали сочинения.

– Конечно, не обошлось без слащавых и немного надуманных текстов, – признает Лилиана Дмитриева, инициировавшая соревнование талантливых детей. – Но общий результат всех нас приятно поразил. Дети прислали очень много интересных, оригинальных текстов, некоторые даже в стихах. Я, правда, не ожидала, что мы откроем столько творческих талантов и изящества стиля среди учеников обычных сельских школ. Призом для юного писателя-победителя стал современный аудио-центр. А вот самый ценный приз, за первую премию, – ноутбук достался девочке, которая самостоятельно разработала ландшафтный проект, предполагающий расчистку и обустройство заброшенного парка, превратившегося в свое время в настоящую свалку.

– Этот уровень назывался «Если б я был главой района», от детей требовалось создать и экономически обосновать инвестиционный проект, который реально необходим району. Было немало работ высокого уровня, хотя некоторые, похоже, заимствовались в Интернете и адаптировались к местности. Но ведь это тоже надо уметь сделать! А победительница представила явно эксклюзивную работу, расчертив на местности все до мелочей, включительно с оригинальными детскими площадками и породами растений, которые предстоит высадить в обновленном парке. Естественно, этот проект с благодарностью взят на вооружение действующими властями Брусиловского района. А все дети и их учителя кроме призов получили мощнейший стимул для дальнейшего совершенствования. Было так приятно наблюдать за их воодушевленными лицами!

Понятно, что спонсором конкурса стали учредители питомника «Брусвяна». Кому, как не им, понимать, насколько важно не прерывать селекционную работу.

Инна Тесленко,

заместитель главного редактора журнала «Зерно»