Мировой рынок диктует все более жесткие требования к чистоте сельхозпродукции. Индустриальное же общество, наоборот, подкидывает новые «сюрпризы» в виде микотоксинов, тяжелых металлов и генетически модифицированных растений. Поэтому, прежде чем торговать зерном, не помешает узнать, чем, собственно, торгуем и, следовательно, кому и по какой цене можно продать товар (Опубликовано в № 11.2011 г.)

Тяжелые металлы

Ртуть, свинец, кадмий, медь, цинк, мышьяк – все эти элементы таблицы Менделеева будут негативно воспринимать покупатели зерновых, для которых небезразлично качество приобретаемого товара. Тем не менее эти шесть металлов распространены не по всей территории Украины. Больше всего ртути в зерне, выращенном в угледобывающих (и углесжигающих) регионах (донецко-днепровский бассейн, а также Киевская обл.) и местностях, где дислоцируются предприятия, работающие на угле. При добыче угля в атмосферу выбрасывается ртуть, затем металл переходит в почву (для справки: при сжигании 1 тыс. т угля в атмосферу выделяется 3-5 кг ртути). Следует заметить, что в зерновке ртуть накапливается меньше, чем в листве и в корнях.
Наличие свинца в украинском зерне сегодня не так актуально. Ранее на территориях, расположенных вблизи автомобильных трасс, растительность содержала значительное количество этого элемента, поскольку используемые в топливе присадки были насыщены свинцом. Сейчас в присадках свинец использоваться не должен, следовательно, выращиваемые вдоль дорог зерновые свинца не содержат. Несколько повышенное содержание свинца может быть на территориях, прилегающих к Чернобыльской АЭС.
Кадмий – очень серьезный загрязнитель, имеет свойство замещать кальций в костях, что чревато нарушениями в работе опорно-двигательного и пищеварительного аппаратов, а также эндокринной системы человека. Одним из источников поступления кадмия в зерно являются суперфосфатные удобрения, для изготовления которых применяются апатиты – минералы, содержащие кадмий. Кадмий имеет свойство накапливаться в зерновке растения, не уходя в стебли и корни.
Остальные тяжелые металлы, такие как медь, цинк и мышьяк, обычно содержатся в зерне в крайне малом, незначительном количестве.
Наличие тяжелых металлов определяют методом атомно-адсорбционной спектрофотометрии, но это дорогой и сложный способ. Оптимальный способ определения тяжелых металлов – воспользоваться услугами специальных лабораторий (в том числе Государственной хлебной инспекции), которые сейчас есть в каждой области.

Микотоксины

Около 300 видов токсичных грибов, которые на зерновых множатся и развиваются почти в любых условиях, начиная с колоса и заканчивая хранением на элеваторе, – это крайне серьезная проблема для мукомолов, а значит, и для агропромышленников. При анализе зерна на микотоксины основная трудность – отбор действительно репрезентативной пробы. Иногда партии зерна, отправленного в ЕС, возвращают именно из-за обнаружения в них микотоксинов. И не всегда в этом виновен продавец, ведь у нас микотоксины могли и не найти (даже если искали), а европейскому надзору просто «повезло». Отбор проб и определение микотоксинов – довольно сложный процесс, поскольку:
•    в зерне одновременно могут присутствовать различные микотоксины, что делает анализ трудным и дорогостоящим;
•    чтобы получить реальную картину, образцы должны быть отобраны в разных точках;
•    последние исследования выявили комплексы псевдотоксинов, скрытых внутри сахаров, содержащихся в рационе, которые трудно или даже невозможно детектировать рутинными методами анализа.
Наиболее проверенная и простая методика защиты от микотоксинов – предупредить развитие плесени при хранении зерна. Четкого (и, главное, краткого) алгоритма предотвращения заражения зерна микотоксинами не существует. Начинать нужно с чистых семян, строго выдерживать агротехнологию, чистоту при транспортировке и технологию хранения.
Нахождение микотоксинов – задача несложная по сравнению с отбором проб. Существует несколько методов определения микотоксинов в зерне (тонкослойная хроматография, жидкостная хроматография, иммуноферментный
анализ).

Радионуклиды

К сожалению, за Украиной, наверное, надолго закрепилось амплуа источника радионуклидов. Но определение радиоизотопов, например цезия, стронция, – совершенно не проблема, тем более что в последние годы на радионуклиды обращают меньшее внимания. Вероятно, из-за появления других, более актуальных проблем.

ГМО

Проблема искусственно созданных человеком продуктов во много политическая, и принимать ГМО или нет – личное дело каждого. Но поведение производителей сельхозпродукции в сфере определения ГМ-сырья будет диктоваться именно государством (или государствами, предприятия которых будут выступать покупателями). Со временем популярность ГМ-растений будет расти ввиду увеличения количества людей на планете. Поэтому следует разобраться, как минимум для себя, какие существуют пути определения ГМО, является ли свежеубранная золотистая кукуруза или, например, дородная соя естественной, не-RR.
Путей определения ГМ зерна несколько: метод ПЦР (полимеразной цепной реакции, или PCR), метод иммуноферментного анализа – ИФА (ELISA) и метод тест-полоски. Наиболее универсальным и дорогостоящим является метод ПЦР, с помощью которого, как и ИФА, можно определять количественное содержание ГМО во всей партии зерна. Даже на самом современном оборудовании (например, ПЦР реального времени) определение ГМО по ПЦР занимает 6-8 часов. Метод тест-полоски – самый простой способ определить, есть ли в партии зерна ГМ, занимает около 15-20 минут, но он дает только ответ на уровне «да/нет».
Но еще один способ определить ГМО – обратиться в специализированную лабораторию. Если поиски ГМО носят несистемный характер, возможно, проще заплатить 700-800 грн (цена количественного анализа одной пробы), чем организовывать свою лабораторию (для чего нужно отдельное помещение, высокий уровень чистоты и пару квалифицированных специалистов).

Владимир Набок
Статья подготовлена на основе доклада Светланы Козловой, директора НПП «Терра-С», выступившей в Киеве на конференции «Современные технологические решения послеуборочной обработки и хранения зерна» в рамках выставки «Зерновые технологии – 2011»