Здравствуйте, дорогой читатель!

 

Смотрю я на вас и не узнаю. И осанка у вас испортилась, и лицо скучное, и штаны на вас не новые. Что это с вами стряслось? Кто вас обидел? Я так и думал, что никто, просто жизнь агрария тяжела. Да знаю, что давит, и погода, и налоговая, и остановившийся рынок, и, главное, тягостная неуверенность в завтрашнем дне. Меня тоже все это давит.  Гривна собирается упасть, на этой почве, чтобы люди не конвертировали бумагу в доллары, Нацбанк собирается внедрить 16% налога на покупку валюты, вагонов нет, кредитов нет. Надежды на выборы не оправдались (это у тех, у кого какие-то надежды были).

Кстати, забавляет меня экономика, которая рекламировалась в предвыборных посланиях кандидатов. Тот школу построил, тот дорогу, тот – детскую площадку. Это смешно. Ведь строилось все на бюджетные деньги. А значит, любой из вас, читатели мои, мог бы это построить не хуже, ведь, имея деньги, только дурак не сумеет нанять подрядчиков, проектантов, проконтролировать и построить. Даже я мог бы построить. Причем гораздо меньше украл бы. Да ладно, что я тут перед вами хвост распускаю, вообще ничего не украл бы, не умею я красть. Что значит – этому легко научиться? Бросьте, нелегко. Для этого искусства нужны особые данные.

Ладно, понятна природа вашего плохого настроения. Но штаны-то почему не новые? Неужели так все плохо, нету пару сотен на штаны или на подписку журнала «Зерно», которая идет полным ходом, и можно не успеть до Нового Года? А, вам просто мысль такая не приходила, купить новые брюки со стрелками, вам и в старых хорошо. А на брюки у вас, Слава Богу, деньги еще есть, вон и поросенок на столе, и какая-то дорогая бутылка, судя по этикетке, и телефон мобильный самый новый… Э-э, нет, читатель, не так уж вы бедны и немощны. Судя по бутылке, вы вполне сможете продержаться этот период блокады внутреннего рынка и всеобщего безденежья, переждать кризис неплатежей и встретить хлебом-солью период подъема и оживления, который неминуемо наступит. Ну, представьте себе, что вы не отсутствие вагонов пережидаете, а, как добрый хозяин и прозорливый менеджер, ждете наилучшей цены на рынке. Настроение у вас точно поменяется.

А что нам нужно поменять? Общественный строй? Руководителей страны? Законы? Так ведь жили мы годы при этом, и неплохо жили. Настроение нужно поменять. И у вас, и у соседа, и в близлежащем районе, и по всей стране. А с другим настроением и все перечисленное станет другим, исключая, пожалуй, общественный строй, который, хоть может и не идеален, но все же лучшего развитого или недоразвитого социализма и прочего. Рынок должен свободным и свободным должен быть человек. А то у нас как в анекдоте: нашел Абрам пачку денег, а в пачке…э-э… немного не хватает.

Кстати, о свободном рынке. Что мешает государству закупить нужное для жизни количество пшеницы и оставить рынок свободным? Или по крайней мере гарантировать для себя поставки, связав поставщиков льготами и всем, чем обычно привлекательны госпоставки для коммерческого сектора? Да вроде бы ничего. Но государство не покупает пшеницу. Оно предпочитает оставить ее в стране, объявив запрет экспорта. Мудрый шаг? И денег не тратишь, и без пшеницы не сидишь? Этот мудрый шаг немедленно становится достоянием информагентств, и Египет отказывается от поставок украинского зерна, и на этот год, и на следующий. А зачем ему иметь дело с ненадежным поставщиком? Воистину, я другой такой страны не знаю, которая бы с такой легкостью отдавала внешние рынки. Если кому-то от этого решения стало легче, то самое время вспомнить бородатый анекдот: встречаются два приятеля, один у другого интересуется, как дела. Тот отвечает – «вот, недавно стал импотентом». «И как?» «Как гора с плеч!» 

Любопытно, что правительство так или иначе будет меняться – и под воздействием мирового кризиса и по причине формирования новой Верховной Рады, и, скорей всего все эти решения станут просто фактом новейшей истории, а оценку им будут давать потомки.

Говоря простым языком, никто ни за что отвечать не будет.

Кстати, о кризисе. В Европе он уже вовсю гуляет. Рецессия. Спад производства. Только у нас, по заверениям урядников, все хорошо.  Наверное, их выводы основываются на том, что вас, читатель, увидели в новых штанах со стрелками.

Вопрос Герцена – «Кто виноват?» – традиционно проигрывает вопросу Чернышевского: «Что делать?»

Но я посоветую вам другую книжку, ее написала вроде бы бывшая одесситка, Айн  Рэнд. Она умудрилась стать крупной американской писательницей и, что самое любопытное, шарахнула мощную трехтомную эпопею – «Атлант расправил плечи», в которой выразила самую сущность предпринимательства и его конфликта с обществом и государством. Там на 284-й странице сказано следующее: « … в мир прорвалось немыслимое зло, тебе известно об этом и незачем вникать в детали. Тебе просто придется работать усерднее. Еще усерднее, ведь ты же не можешь отдать ему победу!». Что ж, как рецепт на этом этапе годится. А далее один из героев, металлургический магнат, говорит: «…что нам до подобных людей? Мы ведем вперед экспресс, а они едут на крыше, вопя при этом, что они-то и есть здесь самые главные. Ну и что нам с того? Нам ведь хватит сил везти их с собой – разве не так?» И тут я подумал – не так.

Нам действительно нетрудно везти их с собой. Но не в наших интересах вводить безнаказанность и лицемерие в нормы нашей жизни. Мы просто очень молоды, и нам следует закладывать в фундамент честность и справедливость.

Это сделает жизнь нормальной.

Это позволит купить вам новые брюки и выписать на следующий год журнал «Зерно», это позволит вам без труда найти вагоны и отгрузить зерно покупателю, купить к новому сезону семена, удобрения, средства защиты, дизтопливо и технику.

Потому что никто из нас не намерен останавливаться бросать дело жизни.

Там на дальнейших страницах журнала в одной американской статье красиво сказано: природа постоянно находится на пути совершенствования и поиска лучших решений.

Нам с вами следует заниматься тем же.

 

Ваш главный редактор