Терещенко начал возрождать украинское льноводство на землях, где 150 лет назад его предки основали родовое поместье (в Глухове), занимались производством сельхозпродукции, устраивали балы и светские рауты.
Когда полная разруха – во благо
Лен Мишеля Терещенко – особенный. Терещенко начал возрождать украинское льноводство на землях, где 150 лет назад его предки, знаменитые сахарозаводчики и меценаты Терещенки, основали родовое поместье (в Глухове), занимались производством сельхозпродукции, устраивали балы и светские рауты.
В 90-е годы прошлого века сельское хозяйство Украины претерпело сильнейшие преобразования, а именно: оно было едва ли не до основания разрушено, постсоветский имущественный комплекс – разворован и уничтожен. Это крайне болезненный эпизод, но он сыграл роль хирургической операции для отрасли. На расчищенное место пришли новые бизнесмены, новые технологии, новая техника. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Остается сетовать, что подобной катастрофы избежали украинская металлургия или, например, украинское образование, которые, выжив, несут бремя совкового прошлого, теряя конкурентоспособность в быстро меняющемся мире.
Практически возрождено растениеводство, производство зерна. Не испытывает никаких проблем, кроме рыночной волатильности, сахарная отрасль. А вот лен пострадал тяжело.
В СССР посевы льна-долгунца насчитывали 1,6 млн га, а льна масличного – 300 тыс. га. Украинские льнопроизводители удерживали 12-14% мирового рынка. И уже тогда рентабельность производства льна составляла 100-150%. Но под воздействием внешних и внутренних факторов эти площади свелись едва ли не к нулю.
Лен опять популярен
А ведь мир нередко ходит по кругу. Используя уникальные свойства льна, содержащиеся в нем лигнины, его высокую экологичность, ученые разработали новые материалы для производства мебели, карт автомобильных салонов премиум-класса, уникальные изоляционные материалы. На это идут стебли льна, костра. Волокно и масличные семена имеют традиционное применение. Иными словами, спрос на лен начал очередной виток роста, и на это чутко отреагировал Мишель Терещенко. Он не стремился достичь качества длинноволоконного льна, каким славится Нормандия. Он подвигает мировых дизайнеров на создание коллекций льняной одежды, тем самым стимулируя мировой интерес к этой культуре. Терещенко начал выращивать лен для технических потребностей и в этом году вышел на впечатляющие результаты.
Писать о выращивании льна в нашем журнале трудно. Потому что мы отличаемся от многих изданий тем, что максимально близки к нашему читателю, мы понимаем его профессиональные и человеческие интересы, а лен – это не просто растение… В период цветения, а именно тогда и организовал Терещенко День льна, это – неописуемая красота, причем красота славянская, красота нашей природы, когда синева неба сливается с синевой поля. Лен цветет на рассвете. И кто ранним утром попал на цветущее поле льна, стал счастливее и богаче. Это те краски и запахи, которыми питается не тело, но – душа. И это такая высокая миссия и ни с чем не сравнимое удовольствие – выращивать красоту.
Составные рентабельности
Однако, кроме красоты, выращивание льна – весьма выгодное дело.
– Рынок льна весьма подвижен… Если вам удалось сейчас вырастить длинное волокно, то вы получите очень хороший результат, очень хорошую цену, – рассказал Мишель Терещенко. – Но представьте себе… Если вы выращиваете масличный лен, то получите 4000 гривен за тонну семян и максимум две тонны с гектара. Зачем вам тогда лен? Восемь тысяч гривен с гектара – да уж лучше сеять рапс! А вот если у вас долгунец, то вы получите центнеров шесть семян с гектара и еще волокно.
– А сколько это в объеме, в весе?
– Мне трудно сказать, поскольку лен еще лежит на полях, но предполагаю, что не менее шести тонн льняной массы с гектара. Из этого количества чуть менее тонны девятисот – это волокно.
– А остальное – это костра?
– Остальное – это семена… Урожай льна в моем случае выглядит так: 50% – это костра, 30% – волокно, 10% – семена, остальное – лист, отходы… Итак, с 6,3 тонны, мы считаем, будет 1,8 тонны волокна, из них две трети длинного волокна и треть короткого. А если работать по советской технологии, то, наоборот, треть длинного и две трети короткого. Если мы не соблюдаем технологию или она у нас недостаточно прогрессивна, то можем получить только короткое волокно. Но мы полагаем, что у нас все будет на хорошем уровне. При нашей технологии мы рассчитываем получить 900 кг длинного волокна, 900 короткого. Цена длинного волокна сейчас не менее 2000 евро за тонну, это около тысячи евро при нашем урожае. Цена короткого волокна – вдвое меньше, это около 500 евро при нашем количестве короткого волокна. Семена – еще 250 долларов… А костру мы продаем по 100 евро за тонну, у нас есть три тонны с гектара. Таким образом, набирается почти две тысячи евро с гектара.
Главное в технологии – осторожность
– Много ли удобрений требуется?
– Требуются специальные удобрения. Азот – это не все, он дает льну только зеленую массу. А чтобы образовалось волокно, нужно устранить дефицит цинка в почве, нужно очень много фосфора и калия.
– Лен усваивает фосфор?
– Фосфор необходим… Мы даем NPK и, если возможно, даем 10-24-24, с уменьшенным азотом…
– А сколько NPK требуется на гектар?
– Если мы будем богаты, то будем давать 200 кг NPK, а пока даем сто. Это маловато.
– Какие проблемы бывают у льна? Какая защита для него существует?
– Лен – это очень слабое растение, его приходится защищать с первого дня. Требуется очень чистое поле, сорняки – страшнейшие враги льна. Минимум трижды нужно применять гербициды, затем фунгициды, инсектициды… Лен настолько слаб, что требует специальных селективных гербицидов, ему подходит далеко не все. И выбор препаратов очень невелик. Самый надежный рецепт потери урожая льна – это чрезмерное применение гербицидов. Но есть и другой рецепт неудачи: не использовать гербициды. Все нужно делать с огромной аккуратностью. Нужны очень качественные семена, очень качественный посев, ведь масса тысячи семян – 4 грамма, ну, 6. Это очень аристократическая культура, но – какая красивая! И очень рентабельная, хотя получить прибыль нелегко. Зато всходит стремительно. Льну достаточно совсем немного воды, и он всходит за 48 часов.
– Ну, в этом году у вас воды хватало?
– Нам повезло, в этом году Сумская область была с дождями. Но очень важно угадать с посевом, чтобы в момент посева была влажность. 500 гектаров можно засеять за три дня, была бы лишь влага. Лен – культура, выращиваемая на небольших площадях, нам не нужно засевать ею десять тысяч гектаров…
– Ну, пока не нужно, – я имел в виду, что высокая рентабельность непременно подтолкнет к расширению производства культуры.
– Да нет, довольно долго не нужно, ведь масса большая, так что 500 гектаров льна могут загрузить небольшой завод.
– А завод у вас уже свой…
– У нас сейчас два завода, маленьких, но мы еще купили и будем перестраивать два завода побольше: один, конечно, в Глухове, а второй на Житомирщине, в Володарске-Волынском… Там мы получаем дотацию, поскольку губернатор – тоже сторонник возрождения украинского льна и активно помогает нам.
Будущий мегабизнес – конопля
Совершенно неоценимый подарок отрасли сделал Кабмин, отменив месяц назад требование по круглосуточной охране посевов технической конопли. Хотя именно в Украине были выведены сорта конопли, абсолютно не содержащей наркотических веществ, страна практически ушла с мирового рынка, сократив посевы этой культуры до 700 га. А ведь когда-то лен и конопля были визитными карточками Украины, мирового лидера по этим культурам. Сейчас вызревает большой проект по производству льна-долгунца в рамках сотрудничества России, Беларуси и Латвии, на границах трех областей предполагается засеять 6 тыс. га. После оценки стартового этапа льном может быть засеяна вся приграничная полоса протяженностью в 100 км.
В 2015 году вступит в силу требование Евросоюза для 27 стран – его членов, согласно которому автопроизводители будут иметь право производить отделку салонов и багажников автомобилей только натуральными материалами – на основе льна, хлопка, джута.
Ну и совершенно понятно, что дизайнеры одежды, производители скатертей, штор, тканей, пряжи активно отреагируют на появление внятного предложения на рынке ввиду исключительных качеств льна. Сегодня в сторону льна смотрят только как на возможность дифференциации, как на вариант производства элитного или высокоэкологичного продукта. Доступность сырья изменит положение на рынке.
Наращивая мускулы
Зарегистрированное Мишелем Терещенко предприятие Linen of Desna пока работает по скуповатой технологии, экономя средства и наращивая мускулы. Это два льнокомбайна, 1 самоходный комбайн по обмолоту семян с одновременным переворачиванием ленты льна (важным элементом «дозревания» льна является его выдерживание на полях в скошенном состоянии в виде ленты), 5 самоходных переворачивателей ленты льна, 8 пресс-подборщиков, 3 прицепа, 2 погрузчика «Маниту», тракторы для пресс-подборщиков и тракторы для прицепов. В целом, если разложить стоимость техники на гектар льна, получится 1840 долларов. Если же посчитать затраты – зарплату, дизтопливо, нитроамофоску, семена, средства защиты растений и арендную плату, они составят 541 доллар в сезон.
Последняя книга Мишеля Терещенко называется «В поисках клада семьи Терещенко». Ее автор, потомок славного рода, делает логичный и понятный вывод: главный клад украинских миллиардеров и меценатов – плодородные земли Украины и возможность выращивать на них необходимые миру культуры, возможность трудиться, создавая красоту и новое качество жизни. И лен – это только одна из страниц этой книги, лишь одна из драгоценностей этого клада. Все сокровища – еще впереди.
Опубликовано в №10/2012