Итак, мы тронулись в путь, – отшумели многочисленные зимние праздники, отгремели салюты. Раньше посмотреть салют можно было два раза в год, на День победы и седьмого ноября. Теперь фейерверки частные, кто что накупил, тот тем и бабахает. И поэтому в очень небогатой стране очень богатые праздники. Видимо, это экономические законы работают, в полунищих латиноамериканских странах тоже сплошь карнавалы и фейерверки…

Здравствуйте, читатель!

Итак, мы тронулись в путь, – отшумели многочисленные зимние праздники, отгремели салюты. Раньше посмотреть салют можно было два раза в год, на День победы и седьмого ноября. Теперь фейерверки частные, кто что накупил, тот тем и бабахает. И поэтому в очень небогатой стране очень богатые праздники. Видимо, это экономические законы работают, в полунищих латиноамериканских странах тоже сплошь карнавалы и фейерверки. Поэтому Украине читают заупокойные доклады международные рейтинговые агентства, она болтается в хвосте всех мировых рейтингов по удобству ведения бизнеса и уровню демократии, уже растаяли золотовалютные резервы Нацбанка, и при этом в небо не прекращают взмывать огненные шары, а в любом дворе сигнализации машин воют от радостной канонады граждан.

Пир во время чумы? То есть, радость от наступившего покращення? Это покращення уже добралось и до агросектора. И не сегодня: уже давно идут с трибун отчеты о щедрых дотациях, о компенсациях и поддержке. Но мне еще не удавалось поговорить с аграрием, который вкусил державных щедрот. Кого ни спрошу – никто ничего не получал, а общаюсь я, читатель, как вы понимаете, не с единицами или десятками, а с гораздо более многочисленными группами хозяев компаний и специалистами. А вот совсем на днях министерство отрапортовало о том, что аграрии на новый сезон еле-еле обеспечены минудобрениями, почти не обеспечены средствами защиты, зато семенами обеспечены – на 106%! Опять недоумение. Я знаю ситуацию в ведущих семенных компаниях, она напряженная. Что за семена, которыми мы уж так вдруг обеспечены с лихвой? Что они считают семенами? Может, то, что на току позаметали, приговаривая – «а это на семена»?

В общем, с покращенням я разобрался. Покращення – это когда все цифры хорошие, все кривые так криво лезут вверх на графиках, что дух захватывает, а жизнь не улучшается и оптимизма не прибывает. Что ж, надеюсь, прибудет после прочтения вами этой редакторской колонки, я ведь ее с единственной целью пишу: подбодрить вас, поддержать. Дать вам понять, что вы не один в противостоянии непогоде и произволу чиновников.

Было в эти праздники несколько свободных дней, и я прочел последний роман Бориса Акунина. Там главный герой ежедневно придумывает и записывает в блокнотик какую-нибудь мудрость. Мудрость придумать трудно, все уже придумано, приходится ему перефразировать известные пословицы, но получается в итоге красиво и свежо. «Благородный муж не выедает себе печенку из-за того, что невозможно исправить, а пожимает плечами и следует своим Путем дальше». А? Классно? Это значит, что мы с вами, читатель, должны пожать плечами и сквозь покращення двигать на посевную. У нас есть Путь, и в этом наше невероятное счастье, поскольку в Украине несметное количество людей, у которых не только нет пенсии, машины, квартиры – нет Пути. Дай им все материальное – и они будут так же несчастны, потому что незачем жить и некуда расти.

Недавно Пинзенык выступал по радио «Эра» у меня в машине. Сказал, – ну на что мы можем рассчитывать, если производим на душу населения товаров и услуг на 30 тысяч гривен в год? Я уже не раз пробовал посчитать. Даже если процентов сорок отдать на потребление, получится 12 тысяч гривен в год, тысяча в месяц. Забавно, что если страна титаническими усилиями удвоит ВВП, то на душу населения в месяц будет приходиться две тысячи гривен, что также крайне мало для нормальной жизни. Но мы с вами, читатель, производим не 30 тысяч на душу, а в десятки раз больше в своих фирмах, и это есть Путь, это надежда и опора всей страны. Что вы мне говорите, что этот Путь у нас больно кривой да ухабистый? Что у вас уже ноги болят по этому Пути мешок с семенами тащить? О, на этот счет у Акунина тоже есть мудрость, у его героя точнее. «Человек, долго шедший по Пути, а потом свернувший с него к тенистой роще, повесится там на первом же дереве». И это святая правда, нам свернуть с Пути не дано, и я думаю, что прямо на Пути через каких-то три-четыре десятка лет мы уйдем в открытый грунт, как говорят овощеводы. Главное, чтобы не раньше. Третья мудрость из акунинского романа такая: «Благородному мужу только кажется, что есть выбор. На самом деле выбора никогда нет». И это правда. Потому что правильное решение всегда одно, половинчатые и уклончивые – от лукавого. Потому и технологию надежные агропромышленники соблюдают от первой до последней буквы, чтобы не получилось при вынужденной экономии на удобрениях, защите и обработках, – что вдруг не выросли такие разрекламированные семена, не справилась такая прогрессивная сеялка и так далее… Кстати, о том, что выросло, а что не выросло.

Помните советский анекдот про долгоносика? Ну, посеяли сто гектаров – съел долгоносик, посеяли двести – съел долгоносик. Посеем триста, пусть подавится! Так вот, на днях пришло сообщение от Украинского клуба аграрного бизнеса, я его прочел с улыбкой и полностью привожу здесь: «Аграрии украинской степи снова решили рискнуть.

Несмотря на то что в 2012 году аграриям Степной зоны удалось собрать лишь 76% озимой пшеницы, посеянной осенью 2011 года, и средняя урожайность озимой пшеницы в 2012 году составила всего 18,9 ц/га, что на 40% меньше показателя предыдущего года, посевные площади озимой пшеницы под урожай 2013 года в указанном регионе не уменьшились, а даже частично возросли по сравнению с посевными площадями под урожай 2012 года и составляют 3,55 млн га». Решили рискнуть, значит. Да нет, просто – стоят на своем Пути. И свернуть с него не могут. Иное дело, что рассчитывать в нелегком аграрном деле лучше на правильные бизнес-стратегии и хорошую технологию, а не на то, что в одну воронку бомба дважды не попадает, что в этом году засухи не будет.

То, что мы все идем по своему Пути, не означает, что в дороге мы не можем думать. Не просто можем, а должны. Несколько публикаций этого номера журнала «Зерно» как раз показывают, что думающие люди в нашей среде есть – это записки Евгения Ленга, Олега Бахматюка. В них не просто мысли. В них есть реальный план выхода из чумного периода покращення, освещенного фейерверками.

Начинается новый сельскохозяйственный год. Нам придется не только сеять и опрыскивать, но и учиться: в феврале этого года огромная европейская выставка техники SIMA в Париже, осенью, 10 ноября, – Агритехника в Ганновере. Обе эти выставки проходят раз в два года, не пропустите. Все будет хорошо, наша отрасль держится крепко и оборотов не сбавит. Поэтому попробую добавить и собственную мудрость в блокнот философа. «Благородный муж, идущий по Пути с журналом «Зерно» в руке, движется вдвое быстрее идущего с пустыми руками и пустой головой».

Вы улыбнулись, читатель? На это я и рассчитывал. Что будете улыбаться вы, и будут улыбаться ваши дети, и все мы, люди, понимающие великую миссию Украины и вкладывающие в ее исполнение часть своего сердца и своего умения.

Теперь бы можно и фейерверк.

Но лучше отложим до жатвы.

А она будет обильной, нет в этом сомнений.

Ваш главный редактор