Здравствуйте, дорогой мой читатель!

2017?

Политика и экономика в Украине слились в одно явление. Экономика и сельское хозяйство – тоже, живы только агрокомплекс, оборонка и туризм. Рассуждать придется о политике, чтобы понимать, как будет жить экономика, она же – сельское хозяйство. Вы помните, несколько месяцев назад я написал вам письмо – в начале журнала, которое назвал «Черное и белое»? Потому что все было предельно ясно. Добро и зло явили свои лица без грима. События развивались нескучно: добро начало совершать ошибки и утратило однозначность, а зло начало поднимать муть и маскировать свою черную сущность. В итоге мы попали в такую несусветную гниль и копоть, что разобраться и вырулить на чистую дорогу можно только по приборам. Такие времена называют смутными.

Вектор понятен: США, главный друг Украины, преследуют два интереса – развитие мировой демократии и коммерция. В какой пропорции, говорить не буду, но – туман сгущается. Помогут нам разведданными, современным оружием и деньгами. Однако конфликт на востоке должен продолжаться. Ну, чтобы Россия не смогла перейти в статус нормальных стран, а оставалась изгоем, агрессором, империей зла и страной победившего феодализма. Расчет на неминуемый мировой кризис 2017 года, который и будет российским. Участь этого государства предрешена. А мы, Украина, как бы сдаем в аренду две области для реализации глобального плана реконструкции мира. После кризиса все в мире будет хорошо. А мы, Украина, должны терпеть и воевать. Любопытно, что великие мировые события происходят благодаря Майдану. Там все началось. Майдан же способен откорректировать планы геополитиков: я, честно говоря, не думаю, что народ, в широком смысле этого понятия, согласится ждать три года и терпеть вторжения и оккупацию. Я вижу, как крепнет патриотизм и единство, как стремительно растет самосознание нации. Пожалуй, мировому лобби придется пожертвовать огромными деньгами, которые планируется дособрать до кризиса. Зато потом у них все будет хорошо. Депутаты Верховной Рады ведут себя, как персонажи Гоголя, и протоколы заседаний – это «Записки сумасшедшего». Отчизна в опасности, а они продолжают отстаивать свои мелкие интересы на уровне «Порш Кайенна», или интересы другого государства, или интересы своих бандформирований. Не понимают, что все решено. Еще капля – и народ пойдет войной на предателей, предателей в руководстве АТО, в органах власти, в органах госрегулирования. А пленных мы не берем, зачем кормить предателей. Кормить и вооружать будем армию. Это должны уяснить чиновники всех уровней, до последнего райуправления.

34

Но пока мы в полях, уборка идет. Мы продолжаем спасать мир от голода. Мы в тройке величайших мировых экспортеров зерна. На первом месте – США, 72,3 млн т, на втором – ЕС, 38,5 млн т, и на третьем – Украина с 32,3 миллионами. Мы обошли Канаду, Аргентину и Бразилию. При этом эксперты прогнозируют настолько низкие цены в 2014-2015 гг., что большинство агрокомпаний обрекают на верную погибель. Еще туда-сюда – продовольственная пшеница, примерно 230-240 долларов, но по кукурузе объявляют 140 или 150. Снизится, но останется рентабельной соя, не дадут больших заработков рапс и подсолнечник. В общем, в этот год решили добить тех, у кого себестоимость производства зерна слишком высока, Индию, Пакистан и тех, кто всей душой стремится выращивать хлеб, но на современном уровне делать этого не умеет. И здесь – опять начинает рябить в глазах, предметы теряют четкость. Так-то оно так, панове эксперты, но украинская реальность причудлива. Эксперты говорят мне, что цена на пшеницу плохая, невыразительная, хуже, чем в прошлом году. А полтавские аграрии говорят – хорошая, выше, чем в прошлом году, потому что считают в гривне, и не все в затратах – доллары. Не выросла в полтора раза зарплата, налоги, аренда. Так что в среднем, за счет гривневой составляющей, может, и продержимся. Хотя ведь еще не вечер. Начиналось с весеннего похолодания, продолжилось неслыханными ливнями и перешло в жестокую жару. К тому же все мировые цены стоят на американском урожае кукурузы, а он еще не состоялся. Погода отличная для зерновых во всем мире, но год такой, что наводит на размышления. Катаклизмов и аномалий во многих сферах жизни – через край.

Поживем – увидим.

Министерству совместно с ведущими профессиональными объединениями, с Конфедерацией, УКАБ, молочниками и другими, стоит попытаться создать стабилизационные инструменты.

Время сейчас неплохое для этого. Например, систему однопроцентного кредитования агрокомпаний и фермеров, пополнения оборотки, под залог будущего урожая, и для этого, быть может, создать международный специализированный банк. Деньги взять за границей под гарантии государства.

Можно и систему дотаций в периоды рыночной флуктуации цен ввести. Но для этого нужно сначала очистить ряды чиновников от коррупционеров и установить реальный общественный контроль за просителями, собственными соседями и приятелями. А то опять начнется – «там, где сеяли, еще кое-что проклюнулось, а где не сеяли – как огнем пожгло». Кроме того, немедленно пересмотрите собственную систему хозяйствования: притормозите затратные проекты, перетряхните статьи расходов, уберите лишнее. Срочно переходите на альтернативные системы сушки и отопления. Если вы не сделаете этого сегодня, завтра можете не успеть.

С проверяющими, измеряющими, разрешающими, запрещающими вы знаете что делать. Это ваша жизнь, это ваша страна. Вот на эти две вещи они и претендуют – обворовать вашу страну и отравить вашу жизнь. Так и смотрите им в глаза, с этой мыслью. Один ученый из Гарварда написал книгу – можете ее и не читать, а вот на название обратите внимание. Оно таково: «Хватит думать, действуй!».

И если я еще как-то представляю, что делать с агрокомплексом, то с другими отраслями – полные сумерки.

Металлургия?

Автомобилестроение?

Авиастроение?

Строительство? Что-то можно приделать к армии, нам нужна сильная, обороноспособная страна. Но многие отрасли напрямую связаны с общим подъемом экономики. А мы падаем. Нам нужна растущая покупательная способность населения, а она снижается. Локомотивом и Атлантом украинской экономики способно стать только сельское хозяйство. Вы чувствуете, читатель? Гордость за профессию и за свой труд чувствуете?

Я – чувствую.

В украинском третьем месте в мире по экспорту зерна – часть моего труда, может, и крохотная. Но она там есть. Недавно мне одна украинка рассказывала – счастлива, что в своем городе помогла на строительстве храма в выходные. На кухне работала, варила кашу строителям. Но чувствует, что ее частичка – в возводимом храме.

Так и журнал «Зерно». В 2006 году, когда вышел первый номер, валовой урожай зерновых составлял 34 млн т. В последние годы перевалил за 60 млн т. Я не связываю эти явления напрямую, но косвенная связь безусловно есть.

100

Вы держите в руках сотый выпуск журнала «Зерно». Это не круглая дата, и сейчас не время юбилеев, а особенно хреново я реагирую на фейерверки. Потому что АК-47, переделанный на одиночные и свободно продающийся в магазинах за 11 тысяч гривен, я до сих пор не купил, руки не доходят.

Сто номеров журнала – это сто месяцев, восемь лет и еще четыре месяца. Без единого пропуска, без единого сбоя. Мы с вами, читатель. Сто лиц на обложках. Некоторых уже нет среди нас, некоторые совершили большие ошибки и потеряли компании или должности. Но мы с вами шли вперед, сквозь кризис 2008-го, сквозь пелену правления семьи, руководствуясь логикой, здравым смыслом и, как оказалось, патриотизмом. Сегодня Украина гремит в мире как страна, где демократические ценности понимают как перспективу человечества, реально, не теоретически, не как некоторые, – да, есть страна-агрессор, но авианосцы мы ей построим, потому что это бизнес и хорошие деньги. Наш Минсельхоз разрабатывает санкции против страны-агрессора, впервые, недоумевая. Не было такого опыта. Сто моих писем к вам, читатель.

Я знаю, вы слышали меня. Потому что я всегда слышу вас. Вас, Сергей Петрович из Запорожья; вас, Анатолий Анатольевич из Кировограда; вас, Антонина Семеновна с Полтавщины; вас, Иван Адамович, с Тернопольщины; вас, Анатолий Константинович с Киевщины; вас, Алексей с Одесчины; всех, кого не назвал, но кто знает меня и говорит со мной, делится тревогами и радостями. Когда-нибудь, когда мы с вами будем праздновать какой-нибудь хороший юбилей, десятилетие журнала или пятилетие победы над оккупантами, я опубликую такой текст – «Главный редактор выражает огромную благодарность за сотрудничество, консультации и помощь…» И я назову вас всех. Даже если на это уйдут все страницы журнала. Ведь это ВАШ журнал.

И мы с вами крепко стоим на своей земле.

Ваш главный редактор