Здравствуйте, читатель! С ноября прошлого года я старался не уезжать из Украины в командировки, будто боялся, что она в мое отсутствие пропадет, что с ней случится беда без моих ежедневных молитв на купола Лавры.

 Понимаю, как это наивно, но так ощущал, такая вот сложилась сопричастность к стране и народу – объективно, без оценок, хорошо это или плохо.
Понимаю, как наивно и то, что теперь иногда выезжаю на семинары, конференции, международные Дни поля и так далее, ведь черные тучи над Украиной не рассеялись. Короче, логики нет никакой, как нет ее зачастую в событиях, которые происходят. Но, выезжая за рубеж, я в пути общаюсь с живыми людьми, участниками делегаций, аграриями из разных регионов, и это дает новые жизненные силы.

* * *
Это непобедимый народ. Они шутят и веселятся, они полны оптимизма и уверенности, хотя сельское хозяйство переживает тяжелые времена, а страна – и вовсе страшные. Экспорт сельхозпродукции упал, из‑за соседей. Нужно искать новые рынки сбыта, и они находятся. По курятине уже решилось, по маслу решается, покупатели есть. И нужно профессионально налаживать на новом уровне международные отношения. А то вот аграрии-попутчики напоили виски американку, старушку, в самолете, а она им все брюки заблевала. Нет, нужно профессионально, грамотно действовать.
Аграрная тема присутствует в самых неожиданных сюжетах. Когда в глубоком зарубежье делегация отправилась в необходимый для посещения пункт, в стрип-бар, практически все заказали приватный танец, уступая настойчивости стриптизерш. И только один такой себе Богдан вцепился в барную стойку, и девушки не смогли его оторвать. На что коллеги заметили:
– От дивіться, цей чоловік виростив 52 центнери ріпаку, а 20 долярів на дівок пожалів!
Ну да. Ведь даже Виталий не пожалел, тот, который жаловался – «люди більше пирію збирають, ніж я зерна».
Кукуруза чуть‑чуть отыграла в цене, уступая нашим настойчивым прогнозам, больше похожим на заклинания. Положение представляется хреновым, но уже не смертельным. Пшеница и вовсе на внутреннем рынке продается слегка дороже, чем на мировом. Подсолнечник экстрагирует надежды: скоро у переработчиков начнутся простои, и они тоже добавят деньжат.

* * *
Логики нет в истории сельского хозяйства в Украине. Урожай может быть и рекордным, если наскребется 64 миллиона тонн. Рост производительности – 4,5 % годовых. Это мировой рекорд. Мы вставили Бразилию, жаль, что это не футбол. По валютным поступлениям агросектор в чемпионате Украины получил «золото». Мы вставили металлургию. Август 2014‑го к августу 2013‑го – прирост сельхозпроизводства в 43 %. А в 2013‑м войны не было. Каков вывод? Правильно, Янукович и Азаров были хуже войны. По прогнозу, в этом маркетинговом году экспорт составит 30,5 млн т зерна. Это при том, что часть территории оккупирована, кредитов нет, денег нет. А рост есть.
За счет чего, интересно? Ответ – вопросом на вопрос. А за счет чего украинская армия держит оборону и громит супостата? Ведь в феврале, когда началось вторжение, армии просто не было. Уничтожили все и всех, кроме предателей и шпионов. И возникла могучая сила, вопреки логике и безденежью, а весь народ взялся ее одевать, кормить и вооружать.
В агросекторе своя война. Но и здесь воюют патриотизмом, талантом, мужеством, а не деньгами и технологиями, как принято во всем мире.
Вот один мужик, имени которого я по понятным причинам не назову, пять лет сеет сою по сое. Результат удовлетворительный, а местами – любопытный, поскольку во второй год он получил прибавку к урожаю в 20 %.
– Что ты делаешь, понимаешь ли, какие проблемы себе создаешь? – спрашивали опытные аграрии, прочитавшие много книг. – Какие причины тебя толкают на это?
– Только деньги, ничего личного, – сухо отвечал земледелец.
Опять‑таки воздержусь от оценок. Да, есть системные структуры, с доступом к рынку капиталов, со стратегиями, как МХП, удерживающий рентабельность в 26 %, 50 % и более рынка курятины в Украине и сохранивший объемы экспорта. Украинская курица пошла в Евросоюз, и там ее встретили хлебом-солью.
Но есть базовая среда агрокомпаний и фермеров, которым не светят зарубежные кредиты, и вот они – не пишут стратегии, они натурально сражаются и с потерями идут к победе. Кстати, я вижу внятное расслоение концепций и идеологий в аграрном сообществе. Там есть немало талантливых бизнесменов, которые в экстремальных условиях начинают сворачивать бизнес, продавать его и искать лучшей доли в других сегментах (хотел бы я знать, в каких). И есть большая группа людей, которые никогда не уйдут со своей земли. Они не знали хороших времен и добреньких властей. Они ведут собственную статистику, согласно которой может быть три-четыре года засух, финансовых кризисов, потом – год-два хороших цен и заработков. И в нынешних бескредитных и убыточных буднях для них нет ничего удивительного. Ну разве что война. Но, как мы уже отметили, война не страшнее руководства Азарова.

* * *
Есть еще один способ утешения украинцев, весьма своеобразный. Суть его раскрывает анекдот: здохла у єдного чоловіка корова, він гука сусідові – «Петре, поможи корову з хліва витягнути». Той пита: «Який зиск я з тої помочи матиму?» «Та, дасть Бог, у тебе корова здохне, то я тобі поможу».
Иными словами, у агрессора тоже дела швах, что не может по‑соседски не радовать. Дело даже не в том, что нефть стремительно падает к 80 долларам за баррель, а Саудовская Аравия и Кувейт заявляют о своей готовности потерпеть низкие цены. Санкции работают, и лучше других работает норма запрета кредитования агрессорской экономики более, чем на 30 дней. Ежемесячно соседи выплачивают кредиторам 20 миллиардов долларов. Золотовалютные запасы у них уменьшились на 55 млрд, до 450 млрд, за неполных 10 месяцев. И этот процесс активно продолжается. Да и нефть – тяжелый удар. Бюджет следующего года у них расписан по цене 100 долларов за баррель. Бюджет этого года – 114 долларов. А она по 83. Интересно, что к началу правления нынешнего кремлевского безумца экономика у них зависела от нефти и газа на 9 %, а сейчас – на 50 %. Это процессы долгосрочные, но сейчас они получили очень мощное ускорение. Гнилая экономика и трещащая по швам политическая система должны умереть и дать место новым форматам. Но вот им мы точно сдохшую корову из хлева вытаскивать не поможем.
У нас очень много своих проблем и новых планов. Выборы этого года – переходные, придут новые люди, но и старой швали прорвется немало. Их всех придется жестко контролировать и строить красивую страну, потому что мы ее заслуживаем. Так предписано революцией достоинства.

* * *
Сегодня воюют и слова. Мариуполь защищает батальон под названием «Святая Мария». У меня немало претензий к составу батальона, – но какой силы и красоты образ. Этот батальон способен уничтожать врагов одним только именем своим.
Воюют детские рисунки. Наши герои их держат при себе вроде оберегов, рисунки, которые присланы детьми всей Украины.
И это все лики текущего октября, традиционно проходящего в Украине под знаком Покрова Святой Богородицы, главного козацкого праздника.
Когда‑то я с горечью писал о главе из книги по французской истории, которая называлась – «Нация на марше», и печалился, что у нас таких красивых событий нет. И вот мы вставили французскую историю. Ибо наша нация сегодня на марше. Мы идем сквозь залпы «Градов». Рассказали мне в представительстве John Deere – комбайн подорвался на противотанковой мине. Комбайнер уцелел. Да никто слова кривого не скажет, хороший комбайн.
Непобедимый народ, талантливые земледельцы, герои-воины.
Чеканящие шаг в день Покрова, в завтрашний безоблачный и полный счастья и добра мир.

Ваш главный редактор