На защите прав человека

Это имя очень скоро станет частым упоминанием в новостях и политических обзорах, – новый офис Уполномочен­ного Международного Коми­тета по защите прав человека начинает функционировать в Киеве, где и осуществляет деятельность Яссер Закария Зиб, генерал-майор Коми­те­та, и велика вероятность, что деятельность Комитета в Украине выйдет на новый уровень. Основная функция Комитета – реализация Дек­ла­рации о правах человека.

Когда я спросил, входят ли в этот перечень защита фермеров от рейдерских захватов или неоправданного давления силовых органов, фис­каль­ных, контролирующих, Яссер улыбнулся и кивнул.

От услуг к земледелию

Дело в том, что Яссер Зиб – аграрий. У него восточное происхождение, и он – гражданин мира, но живет в Украине уже 26 лет, и в агросекторе его знают практически все, компании Яссера как производят сельхозпродукцию, так и поставляют крупным предприятиям ресурсы для выращивания урожая.

Фото 1. Бог любит Украину

– Я в Украине с 1991 года, – рассказал Яссер. – Учился в Харькове, затем в Киеве. В начале девяностых, как и многие, занимался различными бизнесами, чаще связанными с торговлей, международными отношениями.

– Но как вы попали в сельское хозяйство? Ведь в начале девяностых трудно было предположить, что эта отрасль перспективна.

– С одним очень большим предприятием мы предприняли проект, который казался нам эффективным для агросектора Украины: купили свек­лоуборочные комбайны французской фирмы «Моро» и начали предоставлять услуги хозяйствам, у которых не было средств на подобную технику. Создавали экипажи, команды. Примерно шесть лет мы развивали услуги по уборке сахарной свеклы, а затем двинулись разными путями. Партнеры начали выращивать сельхозкультуры и собирать земельный банк, а я сосредоточился на поставках семян и сельскохозяйственной химии.

– На пустом месте – стартовать с поставками семян и химии?

– Деятельность не была спонтанной, а место не было пустым: этот бизнес возник из многолетнего сотрудничества с хозяйствами. Мы узнали их потребности, вникли в их проблемы, изучили их запросы и специфику.

– Но ведь у вас нет сельхоз­образования.

– Образование у меня строительное, но жизнь научила меня многому. Вокруг меня в течение ряда лет были толковые агрономы, компетентные консультанты, с которыми я получал новую информацию о сельском хозяйстве. Так у меня появилось три хозяйства с арендованными паями, в Яготинском районе, в Житомирской области. Сейчас осталось одно, 5000 гектаров в Ровенской области. Это очень успешное хозяйство, которое выращивает в среднем 3 тонны сои с гектара, 3 тонны подсолнечника, от 10 тонн кукурузы. В прошлом году был хороший результат по пшенице, мы получили 9 тонн. Мы соблюдаем хороший севооборот и сеем все основные культуры, рапс, подсолнечник, кукурузу, сою, пшеницу. Агрокомпания работает уже около десяти лет.

– А какова динамика развития? Ведь известно, что в компанию нужно довольно много вложить, чтобы получать прибыль…

– Пять лет мы вкладывали, инвестировали. Комплекс мероприятий по повышению культуры земледелия, склады, строительство сушки, дороги… Но мы пришли к хорошм результатам по урожайности.

От Эр-Рияда до украинского поля

– А с какими компаниями работает учрежденная вами Global Chemical Group?

– Это известные в Украине «Астарта», Барышевская зерновая компания, Лебедин­ский семенной завод, АСТ, много хозяйств, обрабатывающих 5-7 тысяч гектаров… Но есть и много посредников, которые покупают у нас химию, мы везем ее из Турции и Саудовской Аравии, и затем осуществляют дистрибуцию по всей стране; я даже не информирован, куда распределяется продукция. Есть два огромных предприятия в Саудовской Аравии и Турции, я – их представитель в Украине, и я уже зарегистрировал 17 препаратов. В этой гамме – гербициды, фунгициды, инсектициды, удобрения. Особенностью продукции компании «Астра Индастриал Комплекс Ко Лтд» является высокое качество, ведь это группа с очень большими возможностями, к тому же работающая на рынках с высокими требованиями. «Астра Индастриал Комплекс Ко Лтд» – главный поставщик сельхозхимии ведущим арабским аграрным компаниям, многим компаниям Ближнего Востока, Северной Африки, Турции, Центральной Азии.

– Как давно работают эти комбинаты?

– Компания основана в 1988 году в Эр-Рияде. Там у нее 12 филиалов. Как и принято у арабских корпораций, очень быстро набирает обороты в области торговли и распространения. Но немалые средства инвестирует и в передовые разработки, во внедрение лучших научных достижений. Вообще спектр препаратов очень широк, «Астра Индастриал Комплекс Ко Лтд» производит не только СЗР, но и комплексные минеральные удобрения, гибридные семена овощных культур и семенной картофель, ветеринарные препараты, препараты по уходу за декоративными растениями и лесопарковыми насаждениями.

– Вероятно, вам легко было налаживать коммуникации с арабской корпорацией, ведь вы палестинец по рождению, ваш родной язык – арабский…

– В коммуникациях мне легко, но не по причине знания языка. Работая много лет в агрокомплексе Украины, можно либо приобрести, либо утратить репутацию. Я ее приобрел. Как и знание страны, ментальности, национальных традиций, экономических условий. Именно этот капитал позволяет быть экспертом украинского рын­ка и проводником арабской продукции и технологий на этот рынок. Кстати, именно благодаря авторитету в аграрных кругах я стал генерал-майором Комитета по защите прав человека. В компетенцию Комитета входит защита любого человека, чьи права нарушаются в Украине, вплоть до защиты в Международных судах, обращений к мировой общественности, но мы можем обращаться и к президенту, к премьер-министру. Это бу­дут официальные обращения представителя защиты. Это почетный и ответственный статус.

Фото 2. Бог любит Украину

– У наших аграриев в основном проблемы экономические либо – связанные с коррупцией…

– Если человек, права которого нарушены в любой области, обращается к нам, мы будем помогать ему и предоставим защиту.

– 26 лет в Украине, это очень длительный период. Как вы оцениваете сегодня нашу страну? Какой это рынок?

Фото 3. Бог любит Украину

– Я считаю Украину своей родной страной. В Украине я прожил дольше, чем там, где родился. Здесь мои дети, жена украинка, настоящая, из Макаровского района. Я люблю Украину и я патриот Украины. Я хочу помочь этой стране всем, чем смогу. Каждого арабского бизнесмена я убеждаю вкладывать деньги в Украину, потому что здесь – перспектива. Это центр Европы. Просто сами украинцы еще не ценят свою страну, потому что мало видели других стран. Я был в Европе, Америке, на Кубе, и про Украину скажу – это благодатная страна. Бог любит эту страну. Здесь абсолютно все есть, потрясающая земля, прекрасные люди. Достаточно развитых отраслей. Здесь много такого, ресурсов, богатств, возможностей, чего нет ни на Востоке, ни в Европе, ни в Америке.

– Здесь есть металлургия, энергетика, IT, почему все же вы выбрали сельское хозяйство?

– Это судьба. Быть может, случайность. Бог меня направил.

 

Бывает ли качественное недорогим

– Какова ваша стратегия? Чего вы хотите достигнуть, развивая Global Chemical Group?

Фото 4. Бог любит Украину

– Мы сейчас выстраиваем долгосрочные и масштабные отношения с сербскими производителями удобрений, в частности, предлагаем рынку микрогранулированные комплексные сухие удобрения, стартовые, которые укрепляют молодое растение и активно развивают корневую систему. Группа в Сербии называется Elixir Group, а удобрение – Супер Старт NP 10:35. Мы видим огромный потенциал сербского производителя и видим свои возможности здесь, в Украине. Принцип – тот же, что и с арабскими компаниями. Мы находим высокое качество за умеренную цену, это то, чего требует украинский рынок. В реальности ему предлагается либо высокая цена за качественный продукт, либо низкое качество задешево. Да, недорогой и качественной продукции в мире немного, но мировой рынок огромен, и, если постараться, такие позиции можно найти. Вот мы и сосредоточили усилия в этом направлении. Мы думаем в определенной перспективе о собственном заводе. Мы задумались о небольшом заводе по производству жидких удобрений. Это не слишком сложное производство и очень востребованная форма.

– Вы связываете будущее с сельским хозяйством? Но почему? У вас же неограниченные возможности для внедрения в разные проекты и отрасли инвестиций, вы можете быть проводником финансовых потоков арабского бизнеса в различные отрасли Украины…

– Сельское хозяйство оказалось самым надежным бизнесом. Продовольствие востребовано всегда. Земля – это хлеб. Из года в год этот бизнес воспроизводит себя, из года в год потребляет удобрения и средства защиты растений, семена. Бывают времена, когда он работает в минус, но затем наверстывает потерянное.

– Видите ли перемены в сельском хозяйстве, глобальном и украинском, за время вашей деятельности?

– Конечно. Перемены эти огромны. Возьмите наш продукт – Эликсир Зорка, он совершенно новый, появился три года назад. Сельское хозяйство идет вперед, приходят компьютерные технологии, высокая культура земледелия, растет эффективность.

– Да. Но и затраты фермера растут по мере появления этих новинок… Ваше стартовое удобрение во что обходится фермеру?

– 25 евро на гектар. Но они ведь превращаются в прибавку от полтонны до полутора тонн на гектар, если говорить о кукурузе, верных полтонны плюса по подсолнечнику и сое. В «Эликсире» есть и цинк, и магний, и сульфат, что необходимо кукурузе и другим культурам. Это сильно повышает засухоусточивость растений.

Фото 5. Бог любит Украину 

Беседа перемещается в… Сербию

Мы знаем немало иностранцев, которые с разной степенью успеха и отдачи трудятся в украинском АПК. Но впервые я встретил человека, родившегося в далекой стране и называющего Украину своей родной страной.

Добавились еще два фактора: первый – новое удобрение, к которому хотелось присмотреться, а второй – качественный продукт за умеренные деньги. Мы ведь, журнал «Зерно», также постоянно находимся в поиске идеальных по финансовому признаку решений для наших читателей.

В общем, все эти факторы привели к тому, что мы отправились в Белград через Вену, а оттуда – в Нови Сад и Шабац, где и расположены заводы Elixir Group.

А что, ведь нередко, ведя разговор с владельцем агрокомпании, мы срываемся с места и едем смотреть поле или элеватор. Ну и в ходе беседы с Яссером – решили съездить и посмотреть.

Завод весьма колоритен.

Дело в том, что новое здание с современным оборудованием вписано в окружение старых корпусов. Выглядит это необычно и, я бы сказал, эксклюзивно.

Весеннее сербское небо украшало многоэтажные штабели биг-бэгов с удобрениями, готовыми к отправке и уже имеющими своих адресатов и хозяев в 20-ти странах мира.

Учредитель Elixir Group Станко Попович – 43-летний гигант со спортивной фигурой, выглядит моложе своих лет, спокойный, уверенный и чрезвычайно практично мыслящий. Как и все бизнесмены такого уровня, держит в уме массу цифрового и фактического материала, удивляя непосвященных собеседников внезапными точными аргументами, например, основными биржевыми котировками фосфорной кислоты ведущих производителей.

– Самая старая компания в группе – «Зорка», ей уже 75 лет, – рассказал Станко. – Еще в группу входит компания «Прахово», ей полвека, и компания Elixir Group, основанная 30 лет назад.

– Вам всего 43, когда вы успели создать такую группу? – это я с улыбкой говорю…

– Мой отец основал Elixir Group. И эта компания только последние пять лет занимается производством удобрений, ранее это была фабрика по производству кормов для животных. У нас также есть фабрика замороженных фруктов и ягод, поставляющая продукцию в Японию, Америку, Австралию, Канаду. Пять лет назад я купил у государства два завода. Сейчас там тысяча сто рабочих мест. Огром­ный вред экономике Сербии нанесли санкции, которые действовали долго и остановили развитие страны… Завод мы купили в очень плохом состоянии, реконструкция и новое оборудование потребовали больших ресурсов…

– Где вы берете сырье для удобрений?

– Фосфат мы покупаем в Иордании, в Тунисе.

– Обратите внимание на эту разницу между сербскими и украинскими бизнесами, – заметил Яссер. – Здесь у них ничего нет, только завод, а сырье они приобретают в сырьевых странах, в Иорда­нии, Египте… Производят удобрения и продают нам.

Рост в пять раз за пять лет

– Каков общий объем производства в вашей компании?

– В прошлом году мы произвели продукции на 200 миллионов евро. Мы очень быстро растем. За пять лет мы выросли от сорока миллионов евро продукции до семидесяти, и так далее.

– Это очень высокая динамика.

– Это не первый опыт. Ранее я работал в компании «Виктория Груп», которая стартовала с нуля и за восемь лет выросла до производства до пятисот сорока миллионов евро.

– Сколько в ваших двухстах миллионах составляет экспорт?

– Думаю, половина.

– Сто миллионов евро для Сербии – значительная величина, это не маленький рынок… Каковы ваши стратегические цели?

– Мы планируем увеличить производство фосфорной кислоты, построить собственную фабрику для ее производства, открыть пять новых производств удобрений, микрогранулированных, кристаллических, включая малую упаковку для огородников и частных усадеб. Фосфорная кислота – интересный продукт, первый уровень ее чистоты – это производство удобрений, следующий уровень – техническое применение, антикоррозионные продукты, деревообработка, моющие средства. Следующий уровень чистоты дает продукты для пищевой промышленности, для мясопереработки, для Coca Cola. Следующий уровень чистоты фосфорной кислоты – это уже фармацевтика.

– Интересно… У вас – химическое образование?

– Да, последнее – химическое.

– А базовое?

– Экономическое.

– Ваша компания – общество с ограниченной ответственностью. Вы не думаете о статусе публичной компании?

– Со временем я этого не исключаю. Но пока основные задачи мы решаем в форме Ltd. Хотя хозяйство большое: Elixir Zorka и Elixir Prahovo, мы производим 180 тысяч тонн фосфорной кислоты в год, 450 тысяч тонн удобрений, а также 100 тысяч тонн неорганических кормовых добавок для животноводства. Дистрибьюторская компания – Elixir Agrar, замороженные ягоды – Elixir Food, там 18 500 тонн единовременного хранения и мощности по переработке 550 тонн продукции в день.

– Кто курировал реконструкцию? Делали собственными силами?

– Это не тот вопрос, где можно обойтись средней компетенцией, мы применили лучшие инженерные решения французской компании CFI, в итоге фабрика полностью соответствует высшим европейским стандартам и придирчивым требованиям по экологичности.

– Хорошо. Но чем обусловлен такой стремительный успех ваших удобрений у аграриев? Ведь известно, что они крайне консервативны и капризны.

– Качество. Вот то, что дает лояльность рынка. Мы охватываем разные формулы комплексных удобрений высшего качества с высоким содержанием полезных веществ и высоким уровнем растворимости в почве. Эти удобрения полностью обеспечивают растение необходимыми веществами. По новой микрогран-технологии мы производим удобрение Супер Старт, получая гранулы от 0,5 до 1,2 мм. Это удобрение дает такую безусловную прибавку урожая, что спрос растет ежедневно. А в день Elixir Zorka может производить 1000 тонн удобрений.

– А почему производство в Прахово размещено на значительном расстоянии от Шабаца?

– Дело в том, что «Прахово» создавалось как элемент горно-металлургического комплекса. «Прахово» получает серную кислоту из газов металлургического производства и использует ее для производства фосфорной кислоты и минеральных удобрений.

В это время Яссер решал технические вопросы очередной поставки стартовых удобрений.

Посевная неумолимо приближалась.

– Ваши дети пойдут по вашим стопам? – спросил я у Станко Поповича.

– Не знаю, – без эмоций ответил он. – Вот уж здесь я совершенно не собираюсь им ничего навязывать, их выбор должен быть полностью самостоятельным.

– Но бизнес – это еще не вся жизнь. У вас ведь есть какая-то отдушина?

– Люблю читать книги. Преиму­щественно по философии.

Я даже предположил, что из всех течений философии Станко выбрал восточную. Она способна сделать человека уверенным и невозмутимым, стойко переносящим тяготы бытия.

Выросла Elixir Zorka, вырастет и Сербия

В полях под Нови Садом мы заехали к местным фермерам, которые как раз заряжали сеялку. Трактор пошел у горизонту, а мы побежали следом и раскопали бороздку. Сине-фиолетовое зернышко подсолнечника лежало в окружении голубеньких гранул Супер Старта. Для этого сеялка была оборудована специальными бункерами для внесения.

Я отметил старенькие трактора, небогатое оборудование. Подумал – эти ребята вряд ли потратились бы на стартовые удобрения, если бы не были уверены в результате. Не тот формат бизнеса, чтобы экспериментировать.

В целом Сербия показалась мне грустноватой.

– Как вам наша страна, ведь вы впервые в Сербии? – спросила у меня маркетинг-менеджер Elixir Zorka Оливера Корица.

– Я не чувствую энергии… Мне кажется, здесь мало движения, мало оптимизма. Посмотрите – группа Станко за пять лет выросла в пять раз. А Сербия?..

Украине нужен сильный старт

Об этом мы еще много говорили с Яссером по дороге обратно и затем – в его офисе Уполномоченного Комитета по защите прав человека.

– Вы верите в Украину?

– Не только я. Все верят. И арабский капитал тоже верит. «Астра Индастриал Комплекс Ко Лтд» в Саудовской Аравии обрабатывает 5000 гектаров, кроме прочих глобальных бизнесов производит сельхозпродукцию, выращивает тюльпаны и обеспечивает ими половину мира… Я веду переговоры о развертывании их бизнеса и в Украине.

Украина – это то, во что нельзя не верить, если что-либо понимаешь в бизнесе. Ей просто нужны сейчас хорошие стартовые удобрения. Для устойчивости в засуху, для мощной корневой системы. Украине нужен сильный старт.

 

Текст и фото Юрий Гончаренко