А теперь серьезно. Что, если подойти к известной и влиятельной персоне и попросить короткий комментарий на тему дня? Не во всеуслышание, а доверительно, как будто вы, читатель, стоите с ним рядышком и вас больше никто не слышит. Это и будет нечто из раздела «за лацкан».
Может, попробуем ввести такую рубрику?
Изменения «снизу»
Ян Томбинский, глава Представительства ЕС в Украине (главное фото)
– Перемены в аграрном секторе Украины, безусловно, огромны. Но это результаты, так сказать, «снизу», результаты работы самих аграриев. Правительство в данном случае внесло не так уж и много изменений. Кроме того, не открыт рынок земли. Причем для блокирования решения этого вопроса используется просто море дешевого популизма! В последние годы земля в Украине концентрируется в руках нескольких личностей. Это плохо для внедрения прозрачного рынка. Следствием такой непрозрачности является и то, что в Украину поступает мало инвестиций. К тому же, несмотря на хорошие показатели агросектора, структура производства в нем далеко не европейская: торговля сырьем и зерном, мало продуктов с добавочной стоимостью. Это в то время, когда сельское хозяйство в мире – один из драйверов экономики, который очень мощно опирается на новые агро- и ІТ-технологии. Ваше правительство все же предпринимает шаги по реформированию. Но делать это нужно быстрее, энергичнее. Необходимо осуществить очень много процессов с приставкой «де» – децентрализацию, деолигархизацию и т. п. Без них тормозится реальное движение страны в европейскую семью. Но я верю, что вы сделаете это.
Слабые темпы реформ
Мариус Януконис, посол Республики Литва в Украине
– Говорят, в вашей стране после присоединения к ЕС не все так радужно…
– Проблемы есть в каждом государстве. Но мы многое сделали не только при подготовке к вступлению в ЕС, но и потом,после вступления в него. Мы получили большую помощь со стороны ЕС, и это обеспечило почву для серьезных реформ, преобразования экономики и сельского хозяйства в более эффективные модели. Наша экономика с 2010 года стабильно растет, аграрная отрасль – один из наиболее эффективных секторов.
– То, что вы видите в Украине, позволяет вам верить в то, что мы изменяемся, идем в Европу?
– Верим, иначе бы совместно с другими странами не оказывали бы правительству Украины всевозможную помощь и содействие. Мы понимаем и знаем по своему опыту, что этот процесс сложный. Но знаем также и то, что реформы однозначно нужно внедрять быстрее. Для этого необходимы политическая воля руководства страны, политический консенсус всех ветвей власти и общества.
– Что вы можете пожелать нашему читателю-аграрию?
– Не нужно бояться перемен, в том числе и на рынке земли. Теоретически всегда есть возможность допускать ошибки, но существуют соответствующие механизмы, позволяющие регулировать этот процесс. Ваша работа очень сложна и важна, вы всегда оптимистичны, иначе не были бы в этом бизнесе. Дерзайте и дальше! А вот власти я бы пожелал, чтобы она создавала хорошие условия для работы аграриев. А еще -чтобы как можно скорее закончились военные действия на востоке страны…
Чиновник должен служить народу, а не карману
Константин Ващенко, глава Национального агентства Украины по вопросам гос.службы
– Госслужба должна стать совсем иной, европейской, то есть помощником населению в решении всех его проблем. А пока у нас чиновник сам создает эти проблемы, в том числе и в селе, во всяком случае, в районе, области…
– Без реформы госслужбы нельзя рассчитывать на успех реформ в других сферах. Ведь все они внедряются госаппаратом, госслужащими, которые должны быть мотивированы, высокопрофессиональны, ориентированы на потребности граждан. Поэтому весь последний год мы работали над новым законом о государственной службе.
Верховная Рада его приняла, президент Украины подписал, и вот-вот закон вступит в действие. Он станет фундаментом изменений и получения нового качества сервиса для граждан. Меньше бюрократии, более доступные государственные услуги для людей – в этом залог того, что доверие граждан к государству должно возрасти. Следующий закон (в пакете с децентрализационными мерами) касается службы в органах местного самоуправления. Он дает ответ на вопрос, каким критериям должно соответствовать должностное лицо в аппаратах сельских советов, исполкомах территориальных общин. Очевидно, что требования такие же – качественно обслуживать население.
– Вы же, наверное, отечественный сериал «Слуга народа» смотрели? В нем почти все сказано о чиновнике и его проблемах. Возможно, этот фильм нужно показывать всем госслужащим в качестве учебного пособия?
– Это ирония, немного преувеличенная, но с вполне понятными выводами. Черчилль говорил, что демократия – не лучшая форма управления, однако более эффективной нет. Да, демократия не гарантирует выбор лучших. Но, с другой стороны, коррупция – это ключевая проблема в Украине, и без ее решения мы не сможем двигаться дальше.
– Однако нигде в мире ее не удалось полностью искоренить…
– Наша задача – уменьшить ее существенно, в том числе путем предоставления услуг электронным способом и снижения контактов между чиновником и гражданином. Где такой контакт – там и риск коррупции. Следует все максимально упростить. И мы это сделаем.
Учиться у Польши
Стефан Гершевски, советник (атташе) по сельскому хозяйству посла Германии в Польше
– Ваша нация не единожды поднималась с колен после огромных разрушений, морального упадка, больших потрясений. И тоже из-за ошибок верхушки власти. Посоветуйте, что для нас сейчас главное?
– Все-таки ваша нынешняя ситуация больше напоминает не немецкую, а польскую. Ваши страны и проблемы очень схожи. Но поляки первыми ступили на этот путь и пошли вперед. Если говорить о Германии, то она тоже была разделена на две части с совершенно разной экономикой, разными путями движения и управления государством. Процесс воссоединения у нас происходил не быстро и не безболезненно. Даже сегодня на территории Восточной Германии он не завершен, а продолжается. Хотя уже прошло 25 лет с начала пути. Были ошибки, много проблем, более тысячи предприятий и бизнесов оказались не готовыми к переменам и новым условиям. И они исчезли с общей бизнес-карты страны. Поэтому не ждите быстрых изменений за 3-5 лет, как бы вам этого ни хотелось. Просто нужно понимать, что если вы будете следовать определенным правилам, то есть постепенно идти по ступеням изменений, эти изменения придут в вашу жизнь. Двенадцать лет назад Польша вступила в ЕС. С того времени ВВП в сельском хозяйстве вырос втрое. Хотя многие фермеры при этом понесли убытки. Но многие почувствовали реальный вкус хороших денег только в этот период. И уже сейчас Польшу не узнать.
– И все же чем, на ваш взгляд, разнится реформирование польского и украинского сельского хозяйства?
– Проблемы у обеих стран были схожими. Прежде всего, это налогообложение и земельный рынок. Но в Польше сельское хозяйство в основном развивают мелкие фермеры (до 5 га). А фермеров, к примеру, с 300 га менее 1%. Есть некоторые различия в ментальности. Поляки открыты к изменениям, они очень быстро учатся. Поэтому им и удалось внедрить западноевропейские инновации уже за первые 3-5 лет. И их аграрная отрасль и развивалась так стремительно. Украинцы, на мой взгляд, пока не очень спешат перенимать опыт Европы – пока раздумывают. К особенностям вашей страны я бы еще добавил то, что здесь каждый регион отличается своей ментальностью, скажем, западная часть, центр и восток.
Кроме того, старшее поколение очень зажато, живет старыми стереотипами, боится изменений. Из-за этих особенностей у вас немало проблем. Польша более единая – как по региональному признаку, так и по возрастному.
– Но реформы у нас вы видите?
– Украинское сельское хозяйство находится в процессе реформирования последние несколько лет. Есть успешные шаги. Но медленные. К примеру, принята новая аграрная стратегия. И важно, что она не изменяется каждый месяц. Ведь стабильное развитие -больший залог успеха, нежели стремительная погоня за новыми реформами. При этом важно понимать, что реформировать нужно не только аграрную отрасль, но и весь сектор экономики.
– Так сколько лет должно пройти, чтобы Украина реально влилась в ЕС?
– Сложно сказать. Если следовать выбранной Украиной модели развития, то изменения придут в долгосрочной перспективе. Например, Германия, чтобы достичь нынешнего уровня экономики, проделала нелегкий путь в 25 лет. Это очень сложные изменения, и прежде всего нужно поменять сознание самих людей.
Самойленко И.А.