Кто препятствует развитию агробизнеса

Не страдаю излишней шпиономанией, но чем дольше работаю в сельскохозяйственной прессе (а уж, слава Богу, третий десяток лет осваиваю агромедийную стезю), тем больше убеждаюсь в том, что агробизнес как никакой другой окружен вредителями, да простится мне риторика страшных 1930-х годов.

Помимо традиционных чиновничьих палок в колеса, произвола фискальных институций (ну, здесь как раз агросектор не может похвастать оригинальностью, подобные барьеры воздвигают и ретивые служаки своего кошелька из других отраслей) у агробизнеса есть и специфические враги. Среди них «неблагоприятные погодные условия». Как там у Михаила Жванецкого, «это значит дождь, а мы и в дождь, невзирая…». Для агрария неблагоприятные погодные условия – это и несвоевременный дождь, и нежелательное его отсутствие. Если раньше фраза «выпало пару капель в мае, а потом ждали осадков аж до сентября» постоянно звучала из уст сельхозпроизводителей юга и крайнего-крайнего востока Украины, то нынче ее все чаще можно услышать и в разговоре с аграриями из центральных регионов нашей страны. Что касается вредителей и болезней сельхозкультур, то их нашествие подчас бывает столь же разрушительным, как и тот фестиваль (в последние годы сбор российских рок-музыкантов «Нашествие» сопровождается выставкой танков и шоу истребителей под музыкальный аккомпанемент военного оркестра, вся эта вакханалия происходит под лицемерным слоганом «Рок – это мир, а не война»). Да и сорняки – куда без них – напоминают о себе нестройными рядами вдоль шеренг культурных растений. Словом, где ни кинь взор – всюду враги.

Некоторые рядятся в изысканные костюмы элитных модельеров (жизнь удалась, не так ли, господа чиновники?), иные облачаются в прокурорские мантии (вынести вердикт, над которым потешаются сами, для них плевое дело, а муки агробизнесмена при этом – так, детали), кто-то ворует в грязном рубище социального аутсайдера (початки ли кукурузы на полях, молоко ли на фермах, свеклу ли за свеклоуборочным комбайном -лишь бы было) – суть одна.

И пессимизм, то и дело проскальзывающий в речах даже опытных аграриев, познавших вкус урожайного успеха, поднявших из небытия села (иначе существование в период безвременья 1990-х и не назовешь), давших работу сотням селян, – сигнал тревоги, кнопка ALARM. Но тревоги для кого? Для думающей части общества, городского обывателя, рядового крестьянина, депутата Верховной Рады, премьера, Самого? Выберите правильный вариант ответа из вышеприведенного перечня. Думаю, что наши варианты совпадут.

Взволнованный монолог уважаемого в аграрных кругах руководителя я услышал на Одесчине. В принципе подобные вещи мы, журналисты «Зерна», слышим регулярно в разных уголках нашей страны. Основной лейтмотив их: сколько можно?! Такой риторический вопрос прозвучал и от директора ООО «Колос», что в Великомихайловском районе, Юрия Яловчука.

Юрий Яловчук

Юрий Яловчук

«Я работаю агрономом с 1986-го, директором – с 2000 года, – рассказал Юрий Викторович, – и еще ни разу не говорил сам и не слышал, чтобы говорил кто-то из коллег, что год был хорошим. Были разные времена. Мы получали по кукурузе урожайность 94 ц/га, а по подсолнечнику 44 ц/га, по пшенице 86 ц/га, а в прошлом году достигли урожайности в 63 ц/га по озимому рапсу -один из наивысших показателей в Украине, и все равно всякий раз годы были тяжелыми. Но какими бы ни были годы, агроном должен выдержать все испытания. Погода просто проверяет его на прочность. И дело чести -преодолеть все невзгоды. Но погода погодой, а самое страшное – то, что делается в государстве. Очень тяжело, когда нет стабильных правил игры. Проведу параллель с футболом. В эту игру играют по строго установленным правилам. Грубо нарушишь их, сыграешь, к примеру, рукой, лишишь соперника явной голевой возможности -получишь красную карточку. Но государство с нами играет не по правилам, и мы не можем показать ему красную карточку. Относительно льготы по НДС – сначала обещают одно, мы верим, затем делают другое. А кому показать красную карточку? Какой сделали бухгалтерский учет? Кто может его вести так, как нужно. Бухгалтеры бросают работу и уходят. А сегодня набрали уже несметное число налоговых инспекторов. Ты выехал в поле сеять, но приехала налоговая, и ты уже не занимаешься посевом, а решаешь с ними вопросы. А как решались и решаются вопросы с ними, что при старой, что при новой власти, все знают. Ну, сколько это может продолжаться?! А мы вырастим пшеницу, подсолнечник, разовьем животноводство. Наш агросектор держит руку на пульсе современных агротехнологий и в состоянии достичь высот, ну, не мешайте же нам! У нас же нет ни копейки дотаций! А мы можем конкурировать и с французами, и с немцами, без дотаций свое хозяйствование не представляющим. И это не пустые слова. Побывав во Франции близ Тулузы, увидев развитие растениеводства там, я прямо им сказал: «Вы -слабаки по сравнению с нашим хозяйством!».

Конечно, там есть свои плюсы, но мы ведь вполне конкурентоспособны. Мы занимаемся и животноводством^ нас есть 450 голов крупного рогатого скота и 800 голов свиней. Но животноводство у нас – это социальный проект, прибыли не приносит. Хоть я по специальности и агроном, а считаю, что животноводством мы обязательно должны заниматься. Помимо того, что это дополнительные рабочие места, животноводство – это и необходимый навоз, а также обеспечение грамотного севооборота (куда входят многолетние травы и горох, кукуруза на силос). У кого нет животноводства, тот не сможет сегодня конкурировать. А наличие животноводства -это в какой-то степени залог высокого урожая. Да и предназначение агросектора -кормить людей. Как известно, Верховная Рада установила переходный (до 1 января 2017 года) специальный режим уплаты НДС при реализации крупного рогатого скота и молока с пропорцией 20% – в государственный бюджет, 80% – на специальный счет производителя для дальнейшего использования. При реализации зерновых и технических культур – соотношение 85% на 15%; при реализации другой сельхозпродукции- 50% на 50% соответственно. С 1 января 2017 года спецрежим уплаты НДС для сельхозпроизводителей должен быть отменен. У нас есть животноводство, но при таком государственном подходе я должен думать, как мне его уничтожить. На что меня толкают? А как же социальный проект? У меня в животноводстве сегодня работают 50 человек. Куда их деть? Как быть в этой ситуации? Были бы нормальные правила игры – можно было бы заниматься животноводством как полноценным бизнесом. С нами никто и встречаться не хочет, областной администрации мы не нужны, в районе не с кем дело иметь. Стоимость земли увеличили, арендную плату увеличили, все, что только можно, увеличили!

Технологически мы все вопросы сегодня в состоянии решить. К примеру, наше хозяйство сейчас занимается системой Strip-till. Мы заложили опыты, пробуем, осваиваем, учимся. И я чувствую как агроном, что это наше. Как понести меньшие затраты, получить более высокие урожаи, мы решим. Но государственной вакханалии мы противостоять не можем. А самое страшное – это то, что нас подводят к тому, чтобы за бесценок забрать у нас землю. Снимут мораторий на продажу земли, и Украины не будет. Обидно, что нас бросили на произвол судьбы. Такой позицией власть копает себе яму. Селяне терпеливы, но если уже их довести, то не поздоровится никому из власть имущих. Социальная сфера -тоже важный вопрос.

Питание для школьников нужно? Нужно. Дороги в селе необходимы? Однозначно. Дом культуры должен быть? Должен. Художественная самодеятельность, футбол -все нужно. Куча вопросов, и все на нас. Увы, во власти некомпетентные люди.

Хочу затронуть и вопрос эффективности агрохолдингов. Разве будет эффективным предприятие^ которого 100 тысяч гектаров земли? Почему в развитых западных странах нет таких холдингов? Для нашей зоны, полагаю, оптимальный размер хозяйства – 5000-6000 га. 3000 га все-таки маловато (у нас 2700 га). Высокопроизводительная техника в таком хозяйстве будет простаивать. А на больших площадях сложновато.

Мы берем ответственность за людей, которые у нас работают? Берем. А почему наши политики не чувствуют ответственности за своих избирателей? Если я вынужден буду сократить зарплату или уволить кого-то из-за происков государственной машины, то обиженные люди не будут ведь винить в этом президента, премьера или главу обладминистрации. Для них виновником всех бед буду я.

Убежден, навести порядок в нашем государстве можно буквально за месяц. Ведь в свое время я принял хозяйство с долгом в 1,2 млн грн. И ничего, потихоньку поднялись, стали развиваться. Это реально сделать и в масштабах всей страны. А государство, установив понятные правила игры для агросектора, только выиграет».

Общий вывод из слов Юрия Викторовича напрашивается такой: какими бы ни были коварными погодные, сорняковые, консервативно-агротехнологические барьеры на пути к высоким урожаям, главным препятствием все-таки является его величество чиновник. Облечен ли он высшей государственной властью или же является таким себе юрким незаметным решалой, вредить сельхозпроизводителю и тот, и другой будут будь здоров.

Эра рвачей-вредителей, что зима ранней весной – никуда не спешит. Способны ли мы ускорить ее ИСХОД?

 

Алексей Рыжков