Насколько доступно банковское кредитование для украинских аграриев? Уверен, что каждому из вас есть, что рассказать на эту тему. Когда-то Леонид Кучма, будучи президентом Украины, назвал кредит с двузначной процентной ставкой «хомутом» для сельхозпроизводителя. Такое жесткое определение тогдашний глава нашего государства использовал на торжественном собрании, посвященном профессиональному празднику аграриев. Воды с тех пор немало утекло как в Днепре, так и в его притоках. Вот только перестал ли банковский кредит быть для отечественного агрария «хомутом»? Вопрос этот философский, и отвечать на него можно по-разному. Кто-то использует и более жесткое определение, чем «хомут», кто-то не будет столь резок. Но все согласятся с тем, что на Западе эта система более действенна. И уж с чем-чем, а с хомутом никому не придет в голову сравнить тамошний сельхозкредит. Специализированные сельскохозяйственные банки, с успехом функционирующие в разных странах, многолетней добросовестной работой заслужили авторитет у аграриев. Наш сегодняшний собеседник – представитель именно такого банка. Барт Инжма является старшим вице-президентом направления глобального развития банковской системы для сельской местности Rabobank (Нидерланды). Встреча с ним состоялась в Киеве в офисе компании «Сингента», участие в беседе приняли ее сотрудники и журналисты украинских специализированных изданий.

– Как сочетаются сельское хозяйство и банковское дело в вашей профессиональной деятельности?

– Я родом из Нидерландов, мой отец был фермером, занимался производством молока. В течение всей своей жизни я имел отношение к сельскому хозяйству и производству продуктов питания. В начале профессиональной деятельности также занимался молочным производством. Однако потом мне понадобились кредит и страховка, я обратился в банк,и так получилось, что задержался там надолго, став банкиром (улыбается). Когда я пришел в банк, то получил и кредит, и страховку, и работу.

– И чашечку кофе?

– И чашечку кофе, и очень приятных собеседников (улыбается). Я работаю в Rabobank. Это – ведущий банк в Нидерландах, специализирующийся на финансировании агробизнеса. На моей родине доля рынка финансирования агросектора у Rabobank – 85%. В Нидерландах мы являемся универсальным банком, финансируем как физических, так и юридических лиц. Кроме того, важное наше направление – международное, мы ведем активную деятельность в более чем 40 странах по всему миру. Предоставляем финансирование фермерам, сельским общинам, также занимаемся вопросами лизинга (у нас есть соответствующая дочерняя структура – DLL). Стремимся предоставлять финансирование на всех цепочках агробизнеса и иметь понимание, как каждый из наших клиентов ведет бизнес. Мы нацелены на продолжительное сотрудничество. На балансе банка сейчас €650 млрд. Активы банка в агробизнесе по всему миру составляют приблизительно €100 млрд. Наша юридическая форма в Нидерландах – кооператив. Основали его фермеры более чем 120 лет назад. В нашей стратегии мы руководствуемся тем, что производство продуктов питания и агробизнес будут основными драйверами мировой экономики. И понимаем, что население Земли существенно возрастет, поэтому вопрос о том, как его накормить, очень важен. Для получения надлежащего количества еды необходимо удвоить производство в агробизнесе. Это -непростое, но амбициозное задание для фермеров. Мы хотим сделать вклад в это благородное дело. По всему миру количество земли, на которой можно выращивать сельхозпродукцию, уменьшается. Мы должны научиться хозяйствовать более эффективно, увеличить урожайность на меньшей земельной площади. Каждый должен нести ответственность за свои действия. Риски распределены неравномерно. Фермеры производят продукцию, но нередко имеют небольшую рентабельность и самые большие риски в производственной цепочке. Количество фермеров во всем мире уменьшается, сельхозпроизводители стареют, на смену приходит молодое поколение, НО ЧИСЛО таких специалистов несоизмеримо. С точки зрения устойчивости сельского хозяйства и задач фермерского сообщества необходимость производить в два раза больше сельхозпродукции для возрастающего населения планеты несколько препятствует устойчивому развитию сельского хозяйства. Нам важно понять, как изменить эту тенденцию в будущем. Мы должны действовать более разумно. Это предоставит много возможностей как нам, так и нашим партнерам, к примеру компании «Сингента». Мир трансформируется стремительно. С одной стороны, мы видим определенную консолидацию производителей сельхозпродукции и трейдеров.С другой стороны, предпочтения потребителей меняются быстро. Больше новых стартапов выходит на рынок. И они могут внести определенные коррективы. Каждый рыночный игрок должен переосмыслить свою стратегию на будущее.

– Каковы глобальные мировые тенденции в сельском хозяйстве?

– Я занимаюсь вопросами сотрудничества с сельскохозяйственными банками за пределами Нидерландов. Через них мы напрямую предоставляем финансирование местным фермерам. На основании своего опыта могу сказать, что для США сейчас не самые простые времена, в том числе из-за низких цен на сельхозпродукцию, в Бразилии ситуация лучше, чем в США, но есть определенные вопросы с кредитованием, экономические сложности. В Нидерландах сегодня ситуация ощутимо лучше по сравнению с 2015 годом из-за роста цен на картофель. А в Австралии экономическая ситуация на высоком уровне. Какие изменения происходят на мировых рынках?

Фото 1. Барт Инжма: Я – оптимист в отношении Украины

В молочной отрасли США есть определенные перемены на рынке трудовых ресурсов. Минимальная зарплата возросла. И сейчас главные работники в этой индустрии в США – граждане Мексики. Конкуренция на рынке труда в этом секторе возрастает. Мексиканцы хотят работать не только в молочном, но и в других секторах экономики США. Мы ожидаем, что количество доильных роботов значительно возрастет. Другая проблема в США локального характера – ураганы. Мы считаем, что через некоторое время в Соединенных Штатах будет жесткая борьба за воду. Эта проблема актуальна также для мирового рынка. В Бразилии крайне высокие процентные ставки. Для уменьшения погодных рисков фермеры размещают предприятия в разных климатических зонах и ведут свою деятельность в разных секторах агробизнеса, чтобы сбалансировать риски. В Австралии земля очень сухая, на некоторых территориях площадью 100 000 га не было никакого урожая в течение трех-четырех лет. С точки зрения управления рисками это, конечно, необходимо учитывать. В Новой Зеландии хорошая питьевая вода, климат и экономическая ситуация. Грамотное использование точного высева, хороших семян и качественных минеральных удобрений позволяет получать отличные результаты. Там есть фермеры, добивающиеся урожайности 16 т/га пшеницы, а урожай картофеля собирают в течение 11 месяцев каждый год, поставляя эту продукцию на местный рынок. Подытоживая, скажу: у фермеров очень большие возможности на мировом рынке. Мы должны действовать мудро, потому что Земля у нас только одна. И Rabobank должен работать много, чтобы предоставить свой опыт, свое видение мировому сообществу. Приглашаем фермеров и всех игроков на рынке к сотрудничеству. Мы должны чувствовать ответственность за будущее, и это касается не только политиков, банкиров или фермеров, а всех!

– Десять лет назад фермеры из Новой Зеландии признавались нам в том, что рост и интенсивное развитие агросектора в их стране начались после отказа государства их поддерживать. Не создает ли отсутствие господдержки агросектора сложностей для работы сельхозбанков в Стране длинного белого облака, как часто называют Новую Зеландию?

– Абсолютно нет. В Новой Зеландии мы действительно можем увидеть интересную картину. Отсутствие или минимизация правительственной поддержки в свое время позволили выжить лишь настоящим предпринимателям. Сейчас же в Новой Зеландии вы можете увидеть множество предпринимателей в агросфере. Полагаю, что правительство должно поддерживать фермеров на начальном этапе для того, чтобы удачно стартовать в бизнесе. Оно должно создать оптимальную инфраструктуру, разработать ряд законов, позволяющих открыть фермерам доступ к финансированию. Также правительству необходимо стимулировать инновации, оно должно заключить международные торговые соглашения, потому что экспорт для Новой Зеландии очень важен. Страна экспортирует 95% произведенной агропродукции, ведь ее население составляет всего 4,6 млн человек.

– Поголовье овец в Новой Зеландии, вероятно, даже больше?

– Да-да, и овец, и коров. Я люблю Новую Зеландию и считаю ее самой прекрасной страной в мире.

– После Страны тюльпанов?

– Нет-нет, Новая Зеландия красивее (смеется). У нас в Нидерландах нет гор. В Новой Зеландии вы можете пойти на пляж, покататься на лыжах, заняться фермерством. Там – великолепная природа!

– Каковы ваши впечатления от Украины, от нашего агросектора, что интересного вы увидели у нас? С каким позитивом и с каким негативом столкнулись здесь?

– Наиболее позитивное впечатление – от открытости и приветливости украинцев. Наибольший негатив, конечно, от политической и экономической ситуации в Украине. Вы действительно нуждаетесь в хорошем законодательстве, содействующем развитию сельского хозяйства. Я понимаю, какая сейчас ситуация в Украине. Однако хочу не рассматривать прошлое, а заглянуть в будущее. А там у Украины множество возможностей. Но проблемой для многих фермеров является получение хороших кредитов.

– Как вы считаете, когда, наконец, украинские компании смогут выйти на рынок внешних заимствований?

– Это, конечно, очень интересный вопрос. Однако я действительно не знаю ответа на него. Сейчас есть определенные позитивные изменения в экономике Украины – она начала расти. МВФ и в дальнейшем будет предоставлять финансирование вашей стране. Если экономическая ситуация в Украине будет улучшаться, то инвесторы заинтересуются данным рынком. Я – оптимист в этом отношении, однако, когда это будет, сказать не могу.

– Насколько будет содействовать развитию украинского сельского хозяйства мировая конъюнктура на аграрных рынках?

– Считаю, наибольшим вызовом на мировом рынке являются большие остатки сельхозпродукции с прошлого года, особенно пшеницы и кукурузы. Мы не можем рассчитывать на значительный рост цен на эти культуры. Но в долгосрочной перспективе агробизнес ожидает благоприятная конъюнктура. Возможно, цены и не вырастут до уровня 2011 года, но, несомненно, пойдут вверх. Фермер должен внимательно отслеживать рыночные прогнозы, чтобы вносить коррективы в свой севооборот и минимизировать риски.

– Насколько развито сотрудничество между банком и страховыми компаниями? Как часто фермеры в Нидерландах сталкиваются со страховыми случаями? И в чем они заключаются -избыток осадков, град и т. п.

– Конечно, в Нидерландах фермеров подстерегает множество рисков. Среди основных – погодные, например, засуха. Часто первый вопрос, задаваемый фермерами своим коллегам при встрече, касается количества осадков. Если в Нидерландах две недели не шли дожди, то мы чувствовали себя неуютно. Но у нас есть система ирригации, так что недостаток осадков – это не проблема. Сейчас климат меняется и в Нидерландах. Например, в течение трех-четырех лет у нас была проблема переизбытка осадков в некоторых провинциях.

Было много воды на полях, из-за этого мы не смогли собрать хороший урожай. В 2016 г. прошел град, уничтоживший немало урожая, теплиц и кровель домов на юге страны. Общий ущерб составил около €500 млн. Чтобы минимизировать эти риски, фермеры будут заключать соглашения со страховыми компаниями. Раньше убытки, вызванные климатическими факторами, покрывало правительство (это считалось чрезвычайным происшествием), а сейчас эти риски можно уменьшить с помощью страхования. Около 25% голландских фермеров страхуют свои урожаи, чтобы частично снизить риски. Дочерняя компания Rabobank в Achmea-Интерполис является одним из крупнейших агростраховщиков в Нидерландах.

– В каких странах Rabobank работает с фермерами?

– В Нидерландах, США (там у нас есть два банка), Чили, Бразилии, Австралии (доля рынка у нас составляет 30%), Новой Зеландии (занимаем почти 20% рынка), Индонезии, Китае и Турции. Однако в двух последних странах мы не работаем напрямую с фермерами. В целом, по всему миру мы финансируем фермеров на €60 млрд.

– Модель какой из этих стран была бы приемлемой для Украины?

– Вы действительно считаете меня экспертом (улыбается). (После паузы.) Думаю, бразильский опыт был бы полезен. Бразилия также является страной с развивающейся экономикой. В Бразилии и Украине есть идентичные риски: экономические, политические, валютные.

– А модель вашей родины? Как долго складывалась современная сеть поставок сельхозпродукции в Нидерландах?

– О, больше сотни лет! Нидерланды – очень маленькая страна, но мы являемся вторым по величине экспортером пищевой и сельскохозяйственной продукции в мире! Такие результаты базируются на нашем профессиональном опыте, знаниях, отличной кооперации с разными участниками цепи поставки, множестве научно-исследовательских станций, институтов и учебных заведений и эффективном сотрудничестве с правительством. Мы называем сотрудничество бизнеса, науки и правительства «золотым треугольником». Та страна, которая не в состоянии развить агросектор, не будет способна демонстрировать экономический прогресс. Если обратиться к всемирной истории, то мы увидим, что все процветающие государства прежде всего развили пищевой и сельскохозяйственный сектор. Считаю, что именно такой месседж вы должны передать правительству Украины. Но мы прошли свой путь за 100 лет, а у вас времени значительно меньше. Чтобы соответствовать современным требованиям, нужно действовать профессионально и быстро! Если страна хочет развиваться, то она должна использовать самые современные технологии, а консерватизм оставить в прошлом. Скажем, для Украины, к примеру, это может быть технология точного земледелия.

– Хозяйства, в которых вы побывали в Украине, могли бы стать вашими клиентами?

– Если бы мы были представлены в Украине, то финансировали бы напрямую, даже не принимая во внимание их финансовую отчетность. Специалисты, работающие в нашем банке, имеют дополнительное образование в области сельского хозяйства. Посетив агропредприятие, такие люди уже через час могут сделать вывод о состоятельности агрофирмы. Компания Syngenta является клиентом Rabobank, и мы будем предоставлять финансовую поддержку их программам с аграриями. Мы также принимаем участие в проектах ЕБРР и банка FMO. Даже не имея в Украине своего дочернего банка, можем эффективно сотрудничать с украинскими представительствами различных международных организаций. В идеале же нужно, чтобы экономическая ситуация в Украине стабилизировалась и начала демонстрировать положительную динамику. Обстоятельства пока далеки от совершенства, но я надеюсь, что в будущем Украину ждет успех.

Р. S. Редакция журнала «Зерно» благодарит компанию «Сингента» и лично Хелен Фэйрлэмб н Ксению Мищенко за гостеприимство и всестороннюю помощь в подготовке материала.

 

Алексей Рыжков