Хлебороб из Геттисбурга (Южная Дакота) Ральф Холцворт всегда находится в постоянном поиске и благодаря своей настойчивости и амбициям смог добиться очень многого

Автор:
Мэт Хэгни

В 70-80-х годах из-за сухого климата почти каждый фермер Южной Дакоты летом оставлял под паром, по меньшей мере, 25% пашни, а иногда и все 50%. На ферме Ральфа земледельческая деятельность тоже была очень малоактивной. «Мы привыкли использовать черной пар, хотя зачастую он приводит к сильному проявлению ветровой и водной эрозии почвы, – вспоминает Холцворт. – Я не думал, что можно обойтись без пара и вспашки почвы. Но после того как увидели длиннющий список гербицидов, разрешенных для контроля химического пара, мы поняли, что можем себе позволить обойтись без вспашки, по крайней мере, без определенных потерь урожая от сорняков. В 1992 году наша пшеница, росшая на поле, которое не было под паром, оказалась такой же качественной, как и та, что росла после пара, и с тех пор мы не пашем ни акра земли под пар».

Холцворт менял чередование культур в севообороте с первых попыток применения технологии No-till еще в 1989 году. Его севооборот включал яровую пшеницу, озимую пшеницу, подсолнечник (кукурузу или химический пар). В то время на его ферме выращивались, в основном, зерновые колосовые культуры и часть пашни отводилась под пар. Кукуруза на богаре выращивалась крайне редко и зачастую предназначалась на силос. Подсолнечник также выращивался редко. Приступая к внедрению технологии No-till, Ральф использовал орошение и рассчитывал, что кукуруза у него займет максимальную часть в структуре посевных площадей.

Погоня за урожаями осталась в прошлом

Когда Холцворт все-таки вырастил богарную кукурузу, он начал высевать яровую пшеницу по кукурузной стерне. Сейчас Ральф считает это ошибкой из-за возникших проблем с болезнями растений. Минусом первого севооборота был и недостаточный временной интервал возврата культуры на поле. Для исправления сложившейся ситуации начали сеять лен. Еще раньше в севооборот был включен овес, а также ячмень. Несколько лет, пока не исчез кукурузный мотылек, сеяли просо. Дополнительная влага, накопленная благодаря отсутствию механической обработки почвы, положительно повлияла на урожаи богарной кукурузы Ральфа, и он увеличил площадь под эту культуру.

Хотя с освоением технологии No-till погоня за урожаями осталась в прошлом, посеять после кукурузы пшеницу было достаточно проблематичным, и в 1993 году Холцворт попробовал нечто радикальное, посеяв после кукурузы подсолнечник. «До этого я был уверен, что у меня на полях недостаточно влаги, чтобы выращивать две культуры, потребляющие много влаги». Но прием сработал, поэтому на протяжении 90-х годов его «стандартный» севооборот уже состоял из яровой и озимой пшеницы, кукурузы и подсолнечника. Со временем подсолнечник вытеснила из севооборота соя. Ральф придерживался этой схемы многие годы.

«Сейчас мы пытаемся практиковать 5-польный севооборот, где больше используется посев кукурузы по кукурузе и бобовых по бобовым», – говорит фермер. К тому же Холцворт считает целесообразным добавление в севооборот кормового гороха перед или после озимой пшеницы.

Таким образом, схема чередования культур в севообороте следующая: яровая пшеница-озимая пшеница-кукуруза-подсолнечник (или соя). Как вариант может быть яровая пшеница-горох, озимая пшеница-кукуруза-подсолнечник (или соя). Ральф несколько обеспокоен недостатком влаги при повторном двойном выращивании кукурузы, но пока все шло хорошо, и он полагает, что площадь, предназначенную для кукурузы, выращиваемой второй год, удастся увеличить на 25%.

«Мы прекратили практиковать подобные методы ежегодно, зная о том, что происходит на полях при строгом 4-польном севообороте», – говорит Ральф. Чередование культур направлено на решение первичных проблем с сорняками на определенном поле. Ральф видит и другие способы увеличить интервал возврата культуры на поле: «Мы не хотим тратить ни доллара на гербициды для уничтожения костра кровельного в пшенице, обходясь более длительным севооборотом… Убеждены, что урожайность пшеницы будет выше, если интервал между ее посевами составит три года, а не два».

От малого – к большому

В настоящее время Ральф Холцворт обрабатывает 1740 га земли, используя одну 9-метровую (JD 1895) пневмосеялку для культур сплошного посева, одну 8-рядную (76 см междурядья) CCS сеялку для широкорядных культур, опрыскиватель Patriot, комбайн, пару тракторов и грузовиков. На поле работают сам Холцворт и один наемный работник, им помогает 16-летний сын Ральфа. У жены Ральфа экономическое образование, и она ведет всю бухгалтерию на ферме.

Учитывая протяженность полей, Холцворт больше времени тратит на переезд агрегатов, чем на что-либо другое. Чтобы более эффективно вести хозяйство, Ральф всерьез занялся изучением технологии выращивания пшеницы. Он высевает 4,5 млн семян пшеницы на гектар при ширине междурядий 25 см. Сошники оборудованы узкими 3-дюймовыми копирующими колесами. Минеральные удобрения вносятся отдельными сошниками в междурядья.

Влияние удобрений

При посеве яровой пшеницы, в основном, вносится примерно 32 кг/га сложного удобрения (N11P52K0) и 85 кг мочевины. Последняя вносится ленточным способом (норма внесения удобрений варьирует с тех пор, как Ральф снизил уровень почвенных нитратов, которые определяли по результатам теста).

При такой ширине междурядий (25 см) корням пшеницы требуется некоторое время, чтобы пройти 12 см до внесенных удобрений. Пока идет этот «поиск», холодная сухая погода заканчивается, и риск избыточного кущения значительно уменьшается. Ральф вносит дополнительные порции жидкого азота полосовым способом немного позже, как правило, когда появляется флаговый лист, для того, чтобы повысить в зерне содержание протеина. Холцворт работает с SDSU над исследованиями по усовершенствованию этой техники. Исследования 2004 года показывают, что после внесения первых 80 кг азота последовало увеличение урожая, но дополнительные внесения не привели к значительным изменениям в размере урожаев.

Ральф стремится минерализовать удобрения, которые вносились несколько лет назад: «Поля, где установлены дождевальные машины, все еще более плодородны, чем любые другие. Полагаю, это происходит по той причине, что на них еще остались внесенные ранее удобрения».

Зимой культура не растет, таким образом, пшеница не потребляет питательных веществ в этот период. 2004 год был исключительно благоприятным для пшеницы на ферме Ральфа, урожай озимой пшеницы колебался от 4,1 до 9,8 т/га (средняя урожайность по ферме составила 4,7 т/га).

Под кукурузу вносится 70 кг сложного удобрения (N11P52K0) в рядок, а также от 70 до 135 кг азота в виде мочевины отдельным сошником на 12,5 см дальше, на ту же глубину, что высевали и семена. «Может, 12,5 см – это далековато, и мне придется немного придвинуть его, – размышляет Ральф. – Однажды, когда я вносил аммиак слишком близко к рядку, он повредил посевы. Но если не вносить удобрения вместе с семенами, 12,5 см – определенно далековато». Его сеялка оборудована очистителями рядков Keetons и спицевыми прикатывающими колесами.

Успех No-till

Учитывая состояние полей до применения технологии No-till, сегодня урожаи кукурузы Холцварта феноменальны: средняя урожайность богарной кукурузы в период с 1996 по 1999 год составила 7,2 т/га и приблизительно 6,1 т/га – за последние четыре года (засуха в 2002 г. повлияла на урожайность). Успех Ральфа, связанный с урожаем богарной кукурузы, выращенной по технологии No-till, в конечном счете заставил его отказаться от использование на своих полях дождевальных машин.

«Богарная кукуруза при урожайности 7,4 т/га принесла нам столько же денег, сколько орошаемая кукуруза при урожайности 11 т/га, но с гораздо меньшими затратами труда».

Сою Ральф высевает сеялкой для сплошного посева или сеялкой для пропашных культур, т.е. тем, чем удобнее. Внесение удобрений вместе с семенами не применяется. «В прошлом году мы одну половину сои высеяли сеялкой сплошного посева, а вторую – сеялкой для пропашных культур, но урожаи были совершенно идентичны. Но я думаю, что 76 см междурядья широковаты для сои, потому что в междурядьях росли сорняки: немного щетинника сизого и щирицы обыкновенной, семена которой прорастают несколько позже… Для посева сои, кукурузы и подсолнечника лучше подходит ширина междурядий 50 см. При этом сеялка не забивается растительными остатками».

Прошлое и настоящее

В начальный период своей фермерской карьеры Ральф рассматривал No-till как возможное решение многих проблем, и он не обманулся в своих ожиданиях. Технология, применяемая Холцвортом, и севообороты дали свои результаты. Но это не заставило Ральфа отказаться от других экспериментов по технологии No-till. Когда он использовал первую сеялку прямого посева с дисковыми сошниками, то нанял своего соседа, у которого была сеялка с анкерными сошниками, для того чтобы засеять часть поля пшеницы. И сеялка с анкерными сошниками проиграла в этом решающем сражении: «Их нельзя было даже сравнивать – разница составляла приблизительно 1,0 т/га!» О 4,5-сеялке, которую Ральф приобрел в 90-х годах, на протяжении двух лет говорили все – каждый хотел взять ее в аренду, чтобы попробовать применить технологию No-till. «Ее колеса стерлись», – смеется Холцворт. Потом, чтобы как-то решить проблему с эксплуатационной нагрузкой, ее обменяли на пару сеялок прямого посева Houck hitch весной 1993 года (с тех пор везде применялась технология No-till). Эти сеялки тоже работали очень тяжело из года в год, и, в конце концов, их обменяли на пневмосеялку 1860 в 2001 году, а через два года – на Deere 1895.

И если первые пару лет использование технологии No-till казалось тяжелой битвой, то сейчас ее применяют более 70% фермерских хозяйств.

Со временем Ральф Холцворт стал одним из инициаторов создания Исследовательской фермы Dakota Lakes. Он возглавлял ее с 1993 по 1996 год и только недавно покинул совет правления, который состоял, преимущественно, из фермеров, решавших, какие исследования проводить на ферме. На то, чтобы свыкнуться с мыслью о применении технологии No-till, Ральфу потребовалось долгие десять лет. Сейчас он со своей командой занимаемся ее доработкой – севообороты, изменение методов внесения удобрений – и может с полным основанием сказать: «Мы прошли длинный путь, но идти нам еще долго».

(Опубликовано в №7, 2008 г.)