Смех и грех. Иначе ситуацию не опишешь. То есть, конечно, ситуация полный капец, но он настолько полный, что просто смешно. Мало кто сегодня понимает, что мы попали в системный кризис. Это не кризис 1998 года или 2004 года, это куда серьезнее. Что такое системный кризис?
Ну, представьте, что у вас не трактор сломался и не с семенами вас подвели, а примерно вот так: банки разорились и не кредитуют, семян нету, удобрений нету, работники с вилами требуют зарплаты, сеялка и трактор сломались; фирма, поставляющая запчасти для них, закрылась; дожди не прекращаются и не дают выйти в поле, и вдобавок вам объявили, что ничего из выращенного вами куплено не будет по причине полного отсутствия внутреннего и мирового спроса, никому не нужно зерно. Именно это произошло в мировой экономике.
Дала сбой финансовая система, за ней, как косточки домино, посыпались экономики разных стран. Европа и Америка планируют на следующих год падение ВВП, особенно сильно в США и Германии. Это впервые с 1945 года. Количество безработных в США растет примерно темпами 240 тысяч человек в месяц. У нас в стране остановилось строительство, остановилась металлургия, потому что прокат и трубы не нужны сейчас Западу и нам самим, останавливается химия, но положение усугубляется тем, что наша власть, которая не могла эффективно управлять и тогда, когда все работало и росло, теперь и вовсе беспомощна и бесполезна.
В период, когда правительства ведущих экономических стран лихорадочно ищут выход, собираются на саммит в США, разработали план изменения мировой экономической архитектуры. Что же делать, читатель? Завернуться в простыню и медленно ползти к кладбищу? Нет, это несерьезно. Я разговаривал с президентом Европейского объединения производителей кукурузы Кристофом Тереном. И зачитал ему вот такой отрывок: «Третий всадник Апокалипсиса – Голод – особо давал о себе знать в 14 и 15 вв. В 1315-1317 г.г. был настоящий голод, связанный с катастрофическими погодными условиями. Но прежде всего дело в том, что аграрной экономике с ее чередованием перепроизводства и недопроизводства было трудно приспособиться к демографическому спаду. В общем все, кто жил за счет работы на земле или доходов с земли, пострадали от этой долгой депрессии, которая, сопровождаясь постоянным снижением стоимости монеты, поколебала сами устои сельской сеньории. В первую очередь она затронула крупных собственников, то есть, знать и церковь, чьи доходы с земли и сборы с населения, все более малочисленного, начали снижаться. Но крестьяне, если они к тому же имели землю, и их сеньориальные повинности уменьшались, тоже страдали от снижения цен на сельскохозяйственную продукцию и повышения королевских податей. Повсюду, чтобы выйти из кризиса, требовались капиталы и находчивость: новые сельскохозяйственные контракты, новые культуры.» Это история Франции Жана Карпантье и Франсуа Лебрена, сказал я господину Терену. Но как все это, происходившее 700 лет назад, напоминает сегодняшние проблемы! Неужели мы никогда не научимся управлять общественными и экономическими процессами? Кристоф Терен ухмылялся в пшеничные усы и отвечал, что его объединение как раз готово к работе с депутатами Европарламента разных стран и принятию лояльных к аграриям законов и постановлений. Но об этом вы прочтете на дальнейших страницах журнала «ЗЕРНО».
А этим эпизодом я хочу вам сказать, что – современное человечество не знает подобных кризисов, экономика не знает, но история – знает. Подобные катаклизмы случались. И общество преодолело их. Давайтека прикинем, чем этот кризис, который в агросекторе продлится, наверное, около года, а других сегментах экономики – до четырех лет, может нам навредить. Какую такую манну небесную он может отнять у украинских аграриев. И тут мы должны вспомнить, что до 2005 года аграрии еле сводили концы с концами, более-менее сносные времена длились очень недолго, всего два последующих года. Так что, в отличие, кстати, от металлургов и строителей, сельхозпроизводители не успели привыкнуть к жирным временам и никогда не знали прибыльности в сотни процентов. В общем, агросектору будет легче, чем остальным, в это смутное и тяжелое время. Даже более того. Ему предстоит прокормить страну, которая не в состоянии будет импортировать продовольствие. Нужно сеять. Нужно продолжать учиться, нужно внедрять новые экономичные и эффективные технологии. Нужно теснее работать с зарубежными аграриями и агрокомпаниями, которые не оставляют планов сотрудничества с Украиной: у них есть ресурсы, которых остро не хватает в Украине. Нужно беречь землю, — год-два бесхозяйственного отношения к ней отбросит нас на десятилетия назад. Нужно объединяться. Сегодня ассоциации и союзы земледельцев должны стать боевыми единицами, способными строить систему реальной помощи агросектору. Нужно делать свое дело, еще более самоотверженно и азартно, чем это было раньше, когда хотелось построить свой бизнес, хотелось показать всем, что можно творить на нашей земле.
Сегодня задачи другие: спасти страну, ее независимость, спасти государственность. Страна, которая может себя прокормить, остальные проблемы рано или поздно, быстро или медленно, решит. Если не прокормит себя – вынуждена будет стать провинцией другого государства, которое прокормит. И не вздумайте экономить на подписке на наш журнал. Потому что наши ближайшие планы – активная работа с правительством, парламентом, президентскими структурами над реализацией программы помощи агросектору. А как мы будем с вами вместе бороться, если вы не будете с нами постоянно? Идите на почту и подпишитесь.
Мы попробуем добиться, чтобы проблемы экономики Украины были решены быстро и эффективно. Нам сеяться нужно. Земля ждать не будет.
Главный редактор