Развитие методов биотехнологии и молекулярной генетики привело к разработке подходов, позволяющих целеустремленно изменять геном живых организмов

Автор:
Юрий Носенко

Модификация генома традиционных сельскохозяйственных культур придает им стойкость к пестицидам, вредителям, болезням, способствуя значительному увеличению урожайности. Введение в геномы сои культурной (Glicine maxima) гена стойкости к глифосату с Agrobacterium tumefaciens позволяет получить глифосаттолерантную сою, устойчивую к этому гербициду. Генетически модифицированная соя (ГМС) имеет высокую урожайность, по химическому составу не отличается от натуральной и разрешена к использованию во многих странах. Однако все чаще стали появляться сообщение об отрицательном влиянии ГМС на организм животных и человека. Это и ослабление иммунной системы организма, и аллергические реакции вплоть до летального исхода, и онкологические заболевания…

Зло или благо?

При изучении влияния белкового изолята, полученного из генетически модифицированной сои (линия 40-3-2, «Монсанто К», США), установлено, что потребление мышами генетически модифицированной сои ухудшает общее состояние самок, в них усиливается агрессивность к своему потомству, теряется материнский инстинкт. У мышат первого поколения были зарегистрированы экзофтальм, гиперактивность, паралич, гидронефроз. У мышат первого и второго поколения отмечено накопление избыточной живой массы тела и диспропорция в массе внутренних органов. Потребление генетически модифицированной сои взрослыми мышами ведет к изменению активности ферментов крови их потомства. (интернет-журнал «Коммерческая биотехнология». Дата публикации: 20.06.2006).

На сегодняшний день соя – один из важнейших факторов системы «здоровое питание», которая завоевывает все больше сторонников. Широко применяется она и в животноводстве – в качестве кормов. Исследования показали, что животные, в рационе которых присутствует соя, быстро набирают вес, при этом мясо и молоко этих животных мы непосредственно употребляем. Было бы несправедливо не упомянуть о том, что из сои получают соевое молоко, которое идет на приготовление смесей для кормления грудных детей – будущего нации. Итак, соя в наше время играет важную роль в рационе человека. Собственно, с этим и связано стремление производителей по возможности лучше оптимизировать и сделать более дешевым производство этой культуры.

ГМ-соя имеет ряд положительных качеств: она устойчива к вредителям, ее почти не нужно пропагандировать, что позволяет существенно снизить ее себестоимость. Но следует помнить, что рядом с этим «позитивом» всегда идет поправка на ее генетическую модифицированность и сопутствующую опасность, связанную с ее использованием.

ГМС и гербициды

Опыт выращивания генетически модифицированной сои в странах Евросоюза и США показал, что ее применение при производстве соевого шрота (используемого как корм в птицеводстве) повышает кислотность в организме птиц. Кроме того, выращивание трансгенной сои приводит к генетическим мутациям сорняков, которые становятся невосприимчивыми к действию гербицидов. Вообще использование глифосата с растениями, устойчивыми к нему, способствует развитию стойкости к глифосату в сорняках даже без взаимного опыления. Плевел с высокой стойкостью к глифосату был уже найден в Австралии. Как следствие, гербицидостойкие растения могут привести, вопреки желанию, к увеличению использования гербицидов против измененных сорняков. Для уничтожения поросли самих трансгенных растений необходимо применять другой гербицид (New Scientist, 6 July, 1996).

Относительно применения препаратов с действующим веществом глифосат. Компания «Монсанто», найдя удачную формулу гербицида сплошного действия, пошла путем создания целого ряда культур, стойких к этому гербициду (Raundup-ready), в том числе и сои. По утверждению сотрудников компании, он совершенно безопасен, поскольку влияет на фермент, имеющийся только у растений и отсутствующий у людей, животных, насекомых. Однако исследования показали высокую токсичность глифосата (Cox, C. (1995). Glyphosate, Part 2: Human exposure and ecological effects. Journal of Pesticide Reform 15). В Калифорнии глифосат признан в числе трех причин профессиональных заболеваний, связанных с пестицидами, среди сельскохозяйственных рабочих. Токсикозы часто связывают и с инертными растворами и моющими средствами в некоторых соединениях, которые очень увеличивают вредный эффект глифосата. Эти синергетические взаимодействия теперь широко признаны.

Выявлено влияние глифосата на репродуктивные функции у крыс, включая рак яичек, уменьшение количества спермы и др. (Howard, V. (1998). Synergistic effects of chemical mixtures. Can we rely on traditional toxicology: The Ecologist 27(4) 193-5). Имеются данные, что, по крайней мере, некоторые формулы глифосата служат причиной мутаций в генах (Kale, P.G., Petty, B.T. Jr., Walker, S., Ford, J.B., Dehkordi, N., Tarasia, S., Tasie, B.O., Kale, R. and Sohni, Y.R. (1995). Mutagenicity testing of nine herbicides and pesticides currently used in agriculture. Environ Mol Mutagen 25, 148-53). Кроме того, он может быть очень ядовитым для рыб, вредит земляным червям и многим полезным микоризным грибам и другим микроорганизмам, которые вовлечены в рециркуляцию питательных веществ в почве. Настолько ядовит, что даже исследуется его потенциал как антибактериального препарата (Roberts, F., Roberts, C.W., Johson, J.J., Kyle, D.E., Drell, T., Coggins, J.R., Coombs, G.H., Milhous, W.K., Tzipori, S., Ferguson, D.J.P., Chakrabarti, D. and McLeod, R. (1998). Evidence for the shikimate pathway in apicomplexan parasites. Nature 393, 801-5).

Трансген и онкология

Новые гены и генетические продукты, которые вводятся в наше питание, часто берутся от бактерий и вирусов и других непродовольственных разновидностей, которых мы никогда не ели раньше. Результаты продолжительного влияния этих генов и их продуктов на человеческое здоровье сложно предусмотреть, особенно по той причине, что генетические продукты не являются отделенными.

Наукой доказано, что в сое содержатся изофлавоноиды. Исходя из этой позиции соя полезна для человеческого организма. Изофлавоноиды – это растительные аналоги женских половых гормонов, и они благоприятно влияют на состояние здоровья людей, особенно в борьбе с онкологическими заболеваниями. Но если говорить о трансгенной сое, исследования немецких ученых показали, что содержание этих фитоэкстрогенов в модифицированной сое очень высоко. Если употребление обычной сои может предупредить онкологическое заболевание, то трансгенный аналог, наоборот, может спровоцировать подобные заболевания, а именно преждевременное старение клеток головного мозга и раковые заболевания половых органов. Парадокс заключается в том, что данная резолюция была вынесена в результате изучения продукта генной инженерии именно в ведущих научных лабораториях США в 2001 году, государства, которое больше других ежегодно выбрасывает на рынок продукцию, в производстве которой имеется эта генная мутантка.

Неопознанная ГМС в степях Украины

Сложно утверждать, на какой площади выращивается на территориях нашей родной украинской земли генетически модифицированная соя. Семена модифицированной сои стоят немалых денег, и отечественным фермерам дешевле покупать свои семена этой культуры. Однако имеет место массовое нелегальное выращивание в южных областях Украины трансгенных сортов сои. По неофициальным данным, в 2005 году такие посевы составляли 200 тыс. га (из 430 тыс. га общих посевов культуры), что заслуживает бесспорно первого места в Европе. Трансгенная соя приходит в Украину под видом исследовательских или фуражных партий. Ее поставками занимаются фирмы, которые связаны с поставками семян из Америки. И уже сейчас, особенно на юге Украины, такие посевы превалируют, поскольку там широко работают иностранные фирмы, в том числе с американским капиталом.

 

В свое время Украинская ассоциация производителей и переработчиков сои по заданию Минагрополитики подготовила проект постановления Кабмина о введении временного моратория на ввоз и переработку трансгенных сельхозкультур. В нем предлагалось, что перед принятием решения – становиться ли Украине 15-й страной, разрешившей выращивание трансгенных культур – необходимо получить научные выводы о влиянии таких продуктов на здоровье человека. Если их производство будет разрешено, необходимо маркировать трансгенные продукты, чтобы люди могли решать, покупать их или нет. Однако законопроект так и не получил поддержки в министерстве.

Следует отметить, что собственных возможностей для производства «обычной» сои и соевых продуктов в Украине вполне достаточно. Так, нужды отечественного животноводства могут быть полностью обеспечены генетически чистым шротом. Перспективен и рынок Европы, которая потребляет более 30 млн. т сои, а выращивает всего 1,5 млн.

Борьба за патент

После длительной борьбы общественных организаций 3 мая 2007 года в Мюнхене (Германия) Европейский патентный офис (ЕПО) вынес решение отозвать патент «широкого спектра действия» EP0301749 на все сорта ГМ-сои, выданный компании «Монсанто» свыше 10 лет тому назад (14.05.2007. Медицинские новости). Это один из редчайших случаев ограничения власти корпораций, который, по мнению экологов, должен стать показательным и помочь в борьбе против попыток корпораций монополизировать живые ресурсы планеты. Прибыль, получаемая от патентных выплат, является основной экономической причиной агрессивного продвижения ГМО в сельском хозяйстве.

Патенты на технологии создания ГМ-сои и других ГМ-растений принесли фирме миллиардные доходы: до 3 мая 90% ГМ-культур, выращиваемых на планете, охранялись патентами, которые принадлежат «Монсанто». Это не первый опыт ETC и ее коллег по отзыву патента широкого спектра действия на растения у корпораций. В 1994 году они добились отмены патента на все сорта трансгенного хлопчатника в Индии и США, выданного компании Agracetus в 1992 году.

 

Этикетка вне этики

Как показали исследования, проведенные в Англии («Дейли мейл» (Лондон), 13 августа 2001 г., автор – Шон Паултер), один из десяти продуктов питания, имеющихся в продаже в центральных магазинах, содержит генетически измененные компоненты без указания на этикетке. Среди них продукты повседневного спроса: хлеб, пирожные, гамбургеры, готовые закуски, соевые продукты и хрустящий картофель, которые продаются во многих торговых точках. Хозяева крупных супермаркетов в ответ на тревоги покупателей уверяют, что генетически измененных компонентов в их продуктах нет. Хотя очевидно, что производители и розничные торговцы не осуществляют надлежащий контроль. Согласно правилам, принятым в Европейском Союзе, в продуктах питания разрешается содержание до 1% генетически измененных компонентов без указания на этикетке. Однако служащие, отвечающие за соблюдение торговых стандартов, заявляют, что в десятой части обследованных ими продуктов питания эта норма была превышена. Зафиксирован случай, когда в продукте было более 5% генетически измененной сои. Это в одной из стран Евросоюза. А в нашей стране?..

Украинским потребителям нужно помнить, что в большинстве случаев при производстве продукции за границей используется именно генно-модифицированная соя. Даже некоторые иностранные производители продукции детского питания используют генетически измененный вариант сои.

Трансгенные растения и их продукция, несмотря на неутешительные результаты вышеупомянутых исследований, в настоящее время все шире распространяются в мире. Сегодня нет критики в адрес одежды из трансгенной кожи и хлопка – она признана безвредной. И к Гм-инсулину и Гм-интерферону нет никаких претензий: лечат, не калечат, жалоб не имеется. А вот по поводу пищевых продуктов с Гм-компонентами дискуссии не прекращаются.

(Опубликовано в №7, 2008 г.)