В наши дни к опытам с радиацией, вроде выращивания гигантского арахиса, как это было в США в 50-е годы прошлого века, ученые относятся с недоверием. Мол, сейчас подобные эксперименты — это прошлый этап мировой истории науки, а современный научный инструментарий намного точнее и совершеннее. Дескать, радиоактивные экзерсисы оставьте гикам, ретрофутуристам и профильным историкам.

На этом фоне особенно интересно отметить, что от гамма-садов мир не отказался. Просто данная тема ушла в тень, хотя окончательно никуда не исчезла: гамма-сады есть на территории национальных лабораторий разных стран, в том числе, США.

Одной из известных современных нуклеарных ферм является японская. Находится она в городе Хитатиомия, в префектуре Ибараки. Наследие атомного садоводства здесь продвигает Институт Радиационного Скрещивания (Institute of Radiation Breeding). Радиус нуклеарного сада составляет 100 метров, сооружение ограждено восьмиметровым забором. На ядерной ферме культуры облучаются гамма-лучами кобальта от центра к радиусу. Японцы не отказываются от своего прошлого, и даже продолжают изучать изменение характеристик и влияние радиации на устойчивость растений, например, к грибковой инфекции. Подобные нуклеарные круговые поля можно встретить в Южной Америке, Юго-Восточной Азии и Африке.

Конечно, современные методы генетики и селекции растений находятся на качественно ином уровне. Это очевидно: вспомнить хотя бы тот же CRISPR/Cas9. Как отметил нанотехнолог из Университета Талса, штат Оклахома, Пейдж Джонсон, увлеченный исследователь истории атомных садов, технологии которые сейчас активно используются, можно сравнить с работой скальпелем, в то время, как в шестидесятые годы 20 века научные сотрудники орудовали кувалдой.

Джонсон высказал мнение, что ученые того времени для получения правильных результатов значительную часть своего научного пути двигались в темноте. Этот поиск можно сравнить с лотереей: облучили культуру и стали ждать, а что же произойдет, что вырастет. Так и было. Но тот факт, что атомные сады во всем мире не позакрывали, а японцы продолжают свои исследования вокруг кобальтового тотема, всё же является подозрительным. Например, не без оснований можно заподозрить, что эксперименты по облучению культур продолжаются во всем мире. Ведь ранее, именно благодаря такому интуитивному движению ученых и энтузиастов, наощупь, мир получил множество гибридов, которые встречаются и сегодня на рынках и магазинных полках.

Атомные сады — интересный пример микса технологий космической эры, повседневных бытовых практик и языческих ритуалов “кобальтового тотема”. Это действует на уровне политики и субъективности, это попытка подчинить человеческое знание на определенном отрезке глобальным процессам науки.

 

 

Читайте также:

Как маркируют атомы

Вкусные атомы: с маркировкой, и без (ФОТО)

Нуклеарная романтика и кобальтовый тотем (ФОТО)