Рынок свинины в Украине достаточно далек от насыщения и имеет огромный потенциал для роста. Он развивается, но нестабильно. Подтверждением тому являются участившиеся взлеты и падения закупочных цен. Не успеют аграрии нарастить поголовье, как из-за повышения цен на корма и энергоносители, увеличения объемов импорта и прочих сюрпризов происходит обвал цен на рынке мяса. В результате… производство товарной свинины становится нерентабельным. Тем не менее многие украинские производители свинины уже устремили свой взор на мировые рынки, всерьез задумавшись не только о рентабельности, но и повышении качества выпускаемой продукции. Удастся ли справиться с усложнившимися задачами отечественным свиноводам?..
Кто обеспечит расцвет свиноводства?
В кабинете руководителя корпорации «Тваринпром» Сергея Гнатюка – изобилие экзотических растений: пальмы, плющи, спатифиллумы, алоэ, на окне цветут орхидеи…
– Сергей Андреевич, Вы любите цветы?
– Это они меня любят, – улыбнувшись, окидывает взглядом свой роскошный цветник хозяин кабинета. – Сотрудники заметили, что к каждому моему празднику здесь обязательно что-то зацветет. Одна орхидея цвела полтора года…
Но так как причиной нашего визита в офис «Тваринпрома» стала обеспокоенность отечественных свиноводов чехардой ветров перемен в свиноводческой отрасли, от флоры переходим к фауне.
– А как Вы оцениваете ситуацию на рынке сырья?
– Она остается неоднозначной. Мясоперерабатывающие предприятия жалуются на дефицит сырья и его дороговизну. И вместо того чтобы договариваться с отечественными производителями, они отдают предпочтение импорту. Это лихорадит развитие отечественной сырьевой базы. Но в целом ситуация в свиноводстве постепенно стабилизируется. В этом году ожидаем увеличение поголовья на 1 млн голов. При этом более динамично развиваются сельскохозяйственные предприятия, а доля свинины, произведенной на частных подворьях, уменьшается. Приятно, что увеличивается количество предприятий, которые занимаются промышленным производством свинины. Они на себя берут большую долю и поголовья, и производства мяса. И хотя общее количество таких предприятий уменьшается, за счет увеличения доли крупнопромышленных предприятий, содержащих более 10 тыс. голов, динамика развития позитивна.
– Если в таком темпе, с годовым ростом в миллион голов, отрасль будет развиваться и дальше, то через несколько лет можно будет достичь показателей 1990-х годов, когда Украина была на восьмом месте в мире по производству свинины…
– Перед нами не стоит такая задача. Да, учитывая количество зерновых, которое сейчас выращивается, не сложно достичь былых результатов, когда поголовье насчитывало более 20 млн голов. Но прежде всего необходимо обеспечить себя мясом в таком объеме, чтобы полностью отказаться от импорта. Согласно программе, разработанной Министерством аграрной политики, мы должны иметь чуть больше 12 млн голов, а пока у нас 8,495 млн. Это общее поголовье свиней, включая все сельскохозяйственные предприятия ичастные подворья. На 891 тыс. голов больше, чем было осенью прошлого года. К концу года этот показатель достигнет 1 млн голов. И если мы сохраним такие же темпы наращивания поголовья, то за 2-3 года полностью обеспечим себя мясом.
Ценообразование – на совести мясокомбинатов
– А какова сегодня рентабельность производства свинины?
– Она очень нестабильна. Все зависит от закупочной цены на мясо. В прошлом году все предприятия, входящие в нашу корпорацию, были рентабельны. Еще два месяца назад они также были рентабельны. А сейчас цена резко упала, и предсказать, что будет с нами завтра, невозможно. Свинину сейчас закупают меньше чем по 15 грн/кг. На эту же дату в прошлом году закупочная цена свинины в целом по «Тваринпрому» составляла более 18 грн/кг. Цены на зерно, кормовые добавки сегодня существенно выросли, как и цены на газ и топливо. А это ведет к увеличению себестоимости продукции. Так что наш производитель сегодня не в лучшем положении.
– А от чего зависит такое колебание цен?
– От наших потребителей и мясокомбинатов, это они нам диктуют цены. Мясокомбинаты сегодня сбивают цену до 15 грн/кг и ниже. А свиньи – это ведь живой товар, мы их откормили до 110 кг и должны быстро продать, их нельзя передерживать… После того как свиньи наберут 110 кг веса, у них растет не мускулатура, а сало. При этом потребляется большое количество кормов, а это колоссальные убытки для производителей свинины. И мясокомбинаты к передержанным животным предъявляют особые требования: не хотят покупать даже по 15 грн/кг, предлагают цены гораздо ниже, в некоторых регионах даже 13 грн/кг.
– 13 грн/кг? И это когда не хватает мясного сырья?
– К сожалению, да. Мясокомбинаты привыкли в свое время к импорту. Им выгоднее привезти вагон импортного, не всегда достойного качества мяса, нежели ездить по отечественным свиноводческим предприятиям и договариваться. За границей, если колебание цен составляет 2-3 цента, производители и переработчики садятся за стол переговоров. Нужно создавать сырьевые зоны, объединяться с мясокомбинатами и поддерживать друг друга в периоды сезонных колебаний цен, чтобы найти золотую середину, которая будет выгодна всем. У нас такие наработки появились в Одесской области, меня это очень радует. Мы всегда готовы помочь переработчикам, но нам нужны такие партнеры, которые бы вовремя забирали нашу продукцию. Пусть они предъявляют нам свои требования по качеству сырья, а мы будем стараться выполнять их пожелания. Я на совещаниях так своим производителям и говорю: уже не будет цены выше 20 грн/кг, и с этим нужно смириться, если мы не хотим, чтобы импорт наводнил страну.
Все фермы имеют право на жизнь
– Вы неоднократно утверждали, что будущее отрасли – за крупными холдингами и свиноводческими предприятиями. А как же быть мелким предприятиям? Они ведь тоже хотят выжить.
– Мелкие предприятия будут всегда, но насколько они будут конкурентоспособными, сложно сказать. Если на предприятии 50-60 тыс. свиней, и на одном килограмме оно будет иметь даже небольшой доход, это предприятие будет жизнеспособным. А вот о предприятии, у которого 100-200 голов, это сложно сказать.
Я, как человек, выросший в селе, очень обеспокоен ситуацией, сложившейся с мелкими предприятиями. У меня болит душа, когда вижу разорившиеся фермы. Если в области будет только 2-3 или даже 5 крупных свиноводческих холдингов, чем же будет заниматься остальное население региона? Село живет там, где есть свиноводство, птицеводство, животноводство, другие отрасли сельского хозяйства, там, где есть рабочие места, живут люди, земля обрабатывается. Крупнотоварное производство будет задавать тон, стремление к лучшим показателям. При этом мы не должны погубить мелкие производства. Государство обязано о них думать, поддерживая кредитами, оказывая помощь в обеспечении селекционным материалом, другими преференциями. И тогда не только вырастет количество предприятий, занимающихся выращиванием свиней, будет решен вопрос занятости населения, и мы сохраним украинское село.
– Устраивает ли Вас существующая система кредитования производства?
– Конечно, нет, если мы оплачиваем такие высокие ставки по кредитам – более 20%! Не каждому предприятию такие кредиты по зубам. За рубежом кредитная ставка обычно не превышает 3-4%. При таких процентах и у нас отрасль могла бы успешно развиваться. Да и кредиты должны быть долгосрочными, а не на один год. Очень многие предприятия из-за долгов по кредитам перестают существовать.
– Вы говорили, что сейчас очень остро стоит вопрос реализации продукции. А может, смягчить ситуацию поможет организация собственной торговли?
– Вопрос торговли для нас пока довольно сложный. А вот убоем свиней уже занимаемся. Отдельные предприятия, входящие в состав корпорации, имеют свои убойные цеха. И это помогает получать более выгодную цену при пересчете на живой вес, повышая рентабельность производства. К тому же все предприятия, входящие в состав «Тваринпрома», производят собственные корма. Докупаем только детские корма. Идем постепенно по пути перера ботки мясного сырья, хотя время упущено. Лишь некоторые наши производители успели взять кредиты на развитие предприятий на приемлемых условиях, обеспечив собственную переработку мяса.
– Сколько свиноводческих предприятий объединяет Ваша корпорация?
– Сейчас в состав «Тваринпрома» входит 55 предприятий. Это немного, если учесть, что в Украине таких больше 6 тысяч. Но при этом доля поголовья свиней у нас – более 20%, свинины вырабатываем 27%, а реализация мяса – более 31% от общего количества по Украине. Так что у нас крупнотоварное производство. Есть предприятия, которые имеют до 3 тыс. свиней, а есть и по 100 тыс. Среди лидеров можно назвать ООО «Агропромышленная компания» в Запорожской области. В это объединение входит 8 ферм, которые выращивают 99,2 тыс. голов. ЗАО «Бахмутский Аграрный Союз» в Донецкой области насчитывает 80 тыс. голов, СОАО «Агрокомбинат «Калита» (Киевская область) – 71,2 тыс., ООО «Галичина-Захід» (Львовская область) – 49,3 тыс., ОСАО «Агрокомбинат «Слобожанский» (Харьковская область) – 59,1 тыс., ООО «НВП «Глобинский свинокомплекс» (Полтавская область) – 43,3 тыс. голов. Кстати, у предприятия «Галичина-Захід» инвесторы из Дании. Предприятие выросло на месте некогда разрушенного хозяйства, а сейчас здесь внедрены новые технологии и получены хорошие показатели по приросту и селекции. К тому же в ближайшее время предприятие планирует увеличить поголовье до 100 тыс. голов. Корпорация защищает интересы всех своих членов. Мы открыты для прессы, ведь это еще одна возможность, чтобы нас услышали. Также проводим конференции, семинары, на которые приглашаем наших руководителей, технологов, чтобы познакомить с передовыми технологиями выращивания, кормления, с новыми селекционными породами.
На каждый товар есть свой покупатель
– А какими качественными показателями должна сегодня обладать продукция прибыльных предприятий в Вашей отрасли?
– Мы стараемся соответствовать тем качественным показателям, которые интересуют торговлю, мясоперерабатывающие предприятия. Потребители сегодня больше покупают постное мясо – чтобы было поменьше сала и побольше мышечного мяса. И нам, как производителям, это выгодно: меньше кормов тратим. Завозим передовые селекционные породы из Дании, Франции, Голландии, Венгрии, Ирландии, других стран. Но традиционный украинский продукт, который мы все любим, – сало. И оно лучшего качества только на украинских породах. Поэтому не забываем и об отечественных породах – большой белой, черной, чернорябой. Я как-то наблюдал, как в Испании подходят к производству мяса. Там отдельно производится мясо для потребителей, отдельно – для переработчиков и отдельно – для национального продукта хамон (так называется сыровяленый свиной окорок – главный мясной деликатес этой страны). Я считаю, что такой же дифференцированный подход к выращиванию мяса должен быть и у наших производителей. Сейчас селекционеры всего мира пытаются создать так называемое «мраморное мясо». Совершенно постное мясо – слишком жесткое, вот ученые и работают над тем, чтобы жир был не под кожей, а между мышцами, тогда мясо будет сочнее и вкуснее.
Свиноводы и политика
– Планируется изменение механизма дотирования. Как Вы оцениваете грядущие перемены?
– Свиноводческая отрасль уже давно, с 2008 года не получает дотаций. Единственное, что стимулировало развитие, это возврат НДС. Нам перерабатывающая отрасль не возвращала полностью 20%, но даже то, что удавалось получить, многое значило. Сегодня хотят перенаправить ресурсы на содержание коров, реконструкцию и строительство комплексов. Нас это не устраивает. Свиноводы категорически против отмены НДС. На протяжении года цены и так скачут, а если у нас еще и НДС заберут, отрасль останется ни с чем. Мы создаем НДС, мы хотели бы им и пользоваться!
– А как обстоят дела с инвестициями?
– Сегодня как у отечественных, так и у зарубежных инвесторов есть интерес вкладывать деньги в развитие свиноводческой отрасли в Украине. Мы сотрудничаем с представителями из Дании, Франции, недавно встречались с представителями из Венгрии. Инвесторы из Дании, кстати, уже много комплексов реконструировали, и обновленные предприятия благополучно развиваются. Для меня не имеет значения, кто инвестор, главное, что производство в Украине. Тогда мы получим и рабочие места, и развитие региона.
– И наша свинина будет представлена в странах ЕС?
– Я на это надеюсь. По крайней мере, эксперты из России, с которыми мне приходилось общаться, о нашей продукции отзывались очень хорошо. И сейчас мы ведем переговоры об экспорте свинины в Россию. С Европой сложнее. Она жестко защищает интересы своих производителей. На каждый килограмм импортной свинины ставит ввозную пошлину – от 40 до 80 центов, а от нас требует снять любую защиту! Вот вам и ВТО… Так что войти туда со своей продукцией будет очень сложно.
Для начала нашим предприятиям необходимо гармонизировать свои стандарты с европейскими, пройти ISO 2000, а это стоит немалых денег. Но многие наши предприятия уже работают над этим.
– Правительство утверждает, что 2011 год станет первым этапом трехлетнего плана по развитию АПК и животноводства. Как считаете, что ждет животноводов в будущем году?
– Надеюсь, правительство будет принимать меры, благодаря которым мы ощутим, что свиноводство – действительно приоритетная отрасль. Первое, чего бы хотелось, – стабильных цен. Второе – государство согласно нашим заявкам должно заготовить в Госрезерве зерна в таком количестве, чтобы животноводы без проблем могли получать столько, сколько им необходимо для производства яиц, молока, мяса. И еще, чтобы наш производитель был защищен от низкокачественного импорта и его сторонников. Я хочу, чтобы украинцы ели отечественное мясо высокого качества. Мы ведь не применяем стимуляторы роста, как за рубежом. У нас есть прекрасная кормовая база, позволяющая полностью обеспечить себя качественным мясом, да еще и экспортировать его.
Наверное, символично, что в кабинете генерального директора «Тваринпрома» цветут орхидеи. Ведь в старину эти аристократы царства растений на плодородных украинских землях росли повсюду. И сейчас их еще можно встретить в лесах Киевщины. Хотя многие годы мы закупали орхидеи за рубежом, и только недавно украинские селекционеры-цветоводы возобновили утраченные навыки. Может, возобновим позиции и в отечественном животноводстве?
Интервью брала Лариса Колесова