Зепп Хольцер знает, как спасти мир и накормить 20 млрд населения

Этот австрийский фермер известен во всем мире. Он читает доклады в самых престижных университетах. И копается у черта на куличках, превращая самые заброшенные природой и людьми неудобья, пустоши и свалки в райские уголки. Он наглядно показывает, что сельское хозяйство в гармонии с природой приносит настоящую прибыль и «альпийские хутора» способны накормить мир куда эффективнее, чем гигантские агрохолдинги. Он хочет видеть в Украине настоящую житницу Европы, а не агроколонию Евросоюза… Это все Зепп Хольцер – фермер, аграрный революционер, альпийский мудрец и просто захватывающе интересный человек!

 

– Когда вы обратили внимание на скромно ожидающего журналиста, я догадался, почему вас называют альпийским мудрецом. Но не считайте это просто комплиментом – это значит, что и вопросы я буду задавать по-своему мудреные. Зепп, вы, можно сказать, снизо­шли с альпийских гор в украинские степи. И что прежде всего бросилось вам в глаза?

– Сейчас, пожалуй, моя новая книга, которую вы с собой привезли. Меня уже сколько раз просили и спрашивали, где эта «Пустыня или рай»? Я два года назад уже был в Украине, много было консультаций. Как и тогда, я вижу аграрные степи, чрезмерное употребление химии – это очень большая проблема. И практически нет органического способа хозяйствования: все бьют по площадям, делают ставку на объемы в растение­водстве и животноводстве. Поверьте, это не путь в будущее, это путь в никуда. Хищническое использование ресурсов, беззастенчивая эксплуатация природы, заражение, загрязнение земель – и что в итоге? Даже с точки зрения экономической целесообразности? Я знаю, что многие предприятия в Украине и России, несмотря на гигантские площади, являются убыточными.

 

– А на какие общие тенденции в социально-экономической жизни вы обратили внимание? Может, какие-то изменения в мировоззрении людей?

– Знаете, очень много меняется в лучшую сторону и в России, и в Украине. В то же время это слишком мало для таких огромных стран. Украина – это ведь кормушка, в хорошем смысле, Европы. Но как при этом себя чувствуют крестьяне, владельцы земель? Еще раз повторюсь, хищническое отношение к природе и людям – это тупиковый путь. Необходимо переосмысление, у детей, внуков, правнуков должно быть будущее… Мы же не вправе после себя оставить потомкам выжженную землю, такие вот апокалипсические ландшафты. Мы должны отвечать за то, что делаем.

Очень позитивное развитие я видел в Украине и России, прежде всего в маленьких хозяйствах. Люди все чаще переезжают поближе к земле, поскольку в мегаполисах теряют свою человеческую при­роду. И зачастую эти «любители» куда успешнее справляются, чем так называемые профессионалы в сельском хозяйстве, которые думают только о выгоде. Они не обращают внимания на почву, воду, воздух, животный мир – в глазах только деньги.

  

Пермакультура – неразрывная связь с природой

Перманентная (постоянная, непрерывная) агрокультура, или пермакультура, – это сельское хозяйство по законам природы. Словари раскрывают данное понятие следующим образом: «Пермакультура – система проектирования и создания жизнеспособных окружающих человека сред. Первые свидетельства о практике пермакультуры как системного подхода принадлежат австрийскому фермеру Зеппу Хольцеру».

Подходы «альпийского кудесника» превращают болота, полупустыни, неудобья, ставшие жертвой экологической катастрофы земли, в цветущие оазисы. А сельское хозяйство, построенное на принципах пермакультуры, позволяет повышать плодородие земли, получать высокоприбыльную экологически чистую продукцию и гармоничное развитие биоценоза. Сейчас проекты Хольцера реализуются во всех уголках планеты – от Португалии и Шотландии до Таиланда и Латинской Америки… Особое внимание Зепп Хольцер в последнее время уделяет странам постсоветского пространства – Украине и России.

  

– Так получилось, что мы с вами встретились 22 июня. Когда-то в такой же похожий летний день началась самая страшная война в истории народов Советского Союза, Германии, Австрии… Слава Богу, в наших краях сегодня идут только битвы за урожай. Но эксперты уже предупреждают о катастрофической нехватке питания и ресурсов, даже об угрозе продовольственных войн…

– Эксперты не договаривают – все может быть гораздо хуже!

 

– Тогда вы согласны с тем, что накормить человечество, спасти мир может только крупное, высокоинтенсивное производство?

– А вот это ошибка! Это большое недомыслие… Аграрная индустрия, бесконтрольная специализация, монокультурность, модернизация, механизация – к чему это привело? Вот у вас развалились все колхозы, точно так у нас разваливаются крупные агрофирмы. По статистике, за последние 40 лет около 90% сельскохозяйственных предприятий ЕС разорились или ушли из этой сферы. К чему это может привести? К загрязненным, испорченным продуктам, которые питают не столько нас, сколько наши болезни. К тому, что миллиарды людей не будут иметь доступа к чистой питьевой воде. Люди просто разучились общаться с природой. Вот и ваши аграрные степи испещрены оврагами, страдают от эрозии, постепенно превращаются в пустыни, агрохимию просто сливают в озера… Но ведь можно и нужно работать по-другому! Надо не мешать, а поддерживать людей, которые живут и работают в согласии, в кооперации с природой – вот задание для политики, экономики и науки. А то все привыкают жить не в ладу с природой, а в ладу с коррупцией. Она здесь на каждом шагу, но все должны помнить, что страна принадлежит не политикам, а гражданам.

 

– Давайте не будем говорить о плохом на ночь глядя, то есть о любимых украинских политиках. Скажите, возможно ли применение тех или иных принципов, элементов пермакультуры в крупнотоварном производстве?

– Понятие пермакультуры надо разделять. Немало есть шарлатанов, которые в практической науке, в практической экономике ничего не смыслят. Но вот те люди, которые реально работают, они могут доказать, показать, что им под силу и большие предприятия организовать. Тогда очень возможно, что мы и в три раза больше людей сможем накормить, чем сейчас есть на планете. Мы буквально создадим «съедобные» ландшафты, взрастим «питательные» леса. И не думайте, что это сказка. Все это уже делается! (По мнению экспертов, именно хольцеровские принципы пермакультуры наиболее пригодны для восстановления и окультуривания земель в больших масштабах, для ведения крупного органического производства. Один из венских профессоров заметил: «Дайте мне тысячу Хольцеров, и я приведу мир в порядок». – Ред.)

Перманентная агрокультура, внедряемая с умом, показывает результат даже в самых неблагоприятных условиях. Да зачем далеко ходить? Мой Краметерхоф, мое хозяйство, находится высоко в Альпах – поверьте, климат там далеко не райский. Эти места даже называют Альпийской Сибирью. А я спокойно там работаю. Но надо быть осторожнее, а то после публикации в издании Венского университета о моих достижениях ко мне на бутылочку шнапса заглянули чиновники: поздравить, что у меня земля, оказывается, такая продуктивная. Ну и в десять раз поднять налоги!

 

– Ваша теория и практика прошли долгий путь. Насколько он был тернистым и извилистым, случалось ли вам что-то переосмысливать, переоценивать?

– Мне повезло – я с самого детства рос вместе с природой. И уже в 5 лет посадил свои первые растения. Если тебе принадлежит то, что ты посеял и взрастил, это такая радость для ребенка! Вот так я все узнал: где, что, в каких условиях может расти, где растению хорошо, а где – не очень. В чем роль различных букашек, жучков и червячков… Как разбить озеро на склоне горы… Конечно же, я делал всевозможные ошибки, но на них как раз и учатся.

А самая большая ошибка – это когда, сделав ошибку, ты все бросаешь. Когда, встретив препятствие, ты идешь на попятную. Не скажу за Украину с Россией, но у нас бюрократический аппарат – самое большое препятствие для природного, нормального земледелия.

У вас тут многие молятся на Евросоюз, а нас там «заруководили». Просто «полный орднунг» в сельском хозяйстве. Настолько полный, что все уже на грани развала и коллапса. Ты не можешь в лесу посадить фруктовое дерево, не имеешь права строить террасы, рыть пруд, облагораживать землю! Существуют тысячи правил и предписаний. Не насекомые, а эти вездесущие чиновники – паразиты нашего времени. Вы говорите, дотации? Да это только малое, частичное возмещение ущерба от работы бюрократического механизма, простой способ сделать фермеров зависимыми.

 

– И у наших фермеров, и у австрийских есть уйма проблем, пусть, порой, и разных. Украинским земледельцам, вашим последователям, читателям журнала «Зерно», наверное, предстоит сделать немало ошибок и добиться успехов. Что бы вы им хотели пожелать?

– Читателям хочу пожелать, чтобы они обратили внимание на такие оазисы в аграрных степях Украины, как усадьба наших хозяев. Когда вы сами все это увидите, когда виноград падает прямо в рот, шмели сыто жужжат, тогда вы поймете Хольцера, поймете, как надо жить и работать на земле. Спасибо радушным организаторам моего приезда в Украину. И еще хочу сказать – добросердечность ваших людей должна обратиться и на окружающий их мир, на природу, в которой они живут.

 

Беседовал Олекса Стерний

Опубликовано в №8 2012 г.