В былые времена обладатель шапки из «сивого» смушка, если верить Гоголю, считался завидным светским франтом. Ну, вроде нынешних, одетых от Валентино, Диора и Версаче….

 

Автор:
Инна Тесленко

В былые времена обладатель шапки из «сивого» смушка, если верить Гоголю, считался завидным светским франтом. Ну, вроде нынешних, одетых от Валентино, Диора и Версаче. Даже сегодня любой кадровый военный помнит, каким вожделенным взглядом проводил серые папахи на генеральских головах. Папаха ведь для офицера – это как своеобразный «маршальский жезл», который дано обрести далеко не всем. И шилась она, конечно же, исключительно из редкостной красоты каракуля. Именно таким до сих пор считается смушок сокольской овцы, – некогда популярной, а нынче признанной вымирающей аборигенной украинской породы.

float: left; margin: 0 10px 5px 0;Овчинка выделки не стоит?

Конечно, не сокращение Вооруженных Сил Украины повлияло на востребованность «генеральских» овец. Общий упадок животноводства, требующего длительных и существенных капиталовложений, не мог обойти стороной овцеводов. Ожидалось, что дотации государства, взявшего под опеку не только аборигенную сокольскую породу, поспособствуют ее возрождению. По словам заместителя директора и завлабораторией овцеводства Харьковского института животноводства УААН Ивана Помитуна, в последние два года интерес к овцеводству в стране действительно оживился.

– За прошлый год поголовье овец увеличилось почти на 12%, – сообщил нам Иван Андреевич. – В первую очередь в Одесской, Черновицкой, Закарпатской областях и в Крыму. Там овцеводство традиционно занимало ведущие позиции в сельскохозяйственном секторе и издревле распространено также в домашнем хозяйстве для получения питательных мясомолочных продуктов. А вот шерсть, даже с государственными дотациями, пока нерентабельна в производстве. Владельцам овец с трудом удается находить покупателей как сокольской смушки, так и овчины вообще. «Харківхутро» и другие оптовики, заказывавшие когда-то большие партии тех самых «генеральских» смушков, отказываются их брать. Заинтересовались только черновицкие и тысменицкие частники. Овчинка у нас сегодня, как в пословице, выделки не стоит. А вот на овечье мясо и молоко спрос стабильно повышается.

Ау, отечественные дома моды! Вы явно выпустили из виду интересный и, практически, подножный сырьевой рынок! Впрочем, экспортный потенциал уникальной сокольской овчинки внушает надежды. Ведь два года назад генералы в соседней Российской Федерации, лишенные, было, фартовых серых папах указом Ельцина, снова их одели. Уже согласно указу Путина, высшие офицеры-»сухопутники» должны экипироваться папахой и воротником из серого каракуля, адмиралы и капитаны 1-го ранга – из черного. Каждая папаха, по прейскуранту, обходится российскому бюджету примерно в 3500 рублей (около 700 грн). На сокольском сырье соседские интенданты явно могли бы экономить…

Шашлык из молодого барашка

Любовь к шашлыку из баранины лично у меня – вроде наследственности. Каждый год на майские праздники родители-зоотехники, вместе с другими «представителями сельской интеллигенции», выкупали в колхозе молодого барашка. Его мы с садиковскими приятелями обнаруживали уже в виде замаринованных с луком и лимончиком шашлычных заготовок в эмалированном ведре. Это означало, что завтра вместе со взрослыми едем в ближний лес на праздник! Такого мягкого и вкуснющего шашлыка не доводилось потом пробовать ни в одном ресторане. Знатоки объясняют это особенностью не только приготовления, но также возрастом и породой «ресторанных» овец. А ведь именно на Полтавщине, на территории водораздела рек Ворсклы и Орели, едва ли не в каждом колхозе в 70-х годах разводили сокольскую породу.

Теперь же обнаружить стада сокольских овец в округе удалось только на их малой родине – в Кобелякском районе. Правда, не в исторических Соколках (местное племхозяйство не выдержало экономических перипетий), а в соседних Бутенках. Руководителю СТОВ «Здобуток» Николаю Сердюку, который несколько лет назад согласился принять остатки сокольского племенного стада, удалось его сохранить и умножить почти вдвое. В нынешнем году начали продавать уже не только товарный молодняк, но и племенных маток. Со слов Николая Григорьевича, основными покупателями становятся частные предприниматели, заинтересовавшиеся разведением аборигенной живности в дополнение к основным видам хозяйствования. Иметь стадо сокольских овец для состоятельного агропромышленника уже стало своеобразным элементом престижа. Не только из шашлычных соображений. Хотя именно они, похоже, играют ведущую роль в интересах покупателей.

Дешево и сердито. При наличии специалиста

По мнению Ивана Помитуна, мода на сокольских овец имеет экономическую причину: они непритязательны в разведении. Во-первых, не требуют специально оборудованных помещений (под кошару можно выделить практически любое крытое помещение). Во вторых, ротовой аппарат у них приспособлен и для скудных пастбищ (выпасаются даже следом за коровами, срывающими лишь верхушки травы). Аборигенная овца, подобно диким животным, может даже из-под снега траву доставать. Очень жизнеспособна, не нуждается в особых ветеринарных затратах. Если с нуля заняться разведением сокольской овцы, следует исходить из следующих расчетов.

Одна голова в год потребляет от 4,5 до 6,5 ц кормовых единиц. Структура рациона такова:

25% – чистые концентрированные корма (зерно или комбикорм);

15-18% – грубые корма (в т.ч сено – 14-17%, 1% – солома);

27-28% – сочные корма (силос);

остальное – зеленый корм (трава на пастбищах или доставленная в кормушки).

Летом зеленый корм в этой структуре достигает 70%. Если есть возможность поздних посевов, часть зеленых кормов в годовой структуре увеличивается. При этом пастбище должно обеспечивать 5-8 кг зеленой массы в сутки на голову. на улучшенном пастбище можно исходить из площади 1 га на 4-5 голов. Продуктивность пастбища установить легко: выкосить в разных его местах участки 1х1 м, взвешивая полученную массу. Но, конечно, без специалиста, способного контролировать розмножение овец, проводить антигельминтозную профилактику (пожалуй, едва ли не единственная, но довольно хлопотная ветеринарная проблема с овцами) и следить за общим состоянием стада, промышленнику придется туго. Главный зоотехник СТОВ «Здобуток» Петр Чумак, который знакомил нас с сокольскими стадами на пастбищах, считает, что эффективнее их выпасать на сухой гористой местности. Слишком влажные заливные луга усиливают опасность гельминтоза. Из неудобств, связанных с нерентабельностью производства овечьей шерсти, Петр Никифорович назвал трудоемкую стрижку, также требующую особого мастерства и сноровки.

Конечно, в племенном стаде не приходится искать дояров, – ягнята с молоком прекрасно справляются сами. Если же рассчитываете получать свежее молоко, брынзу и другие полезные кисломолочные продукты (хотя сейчас мало кто помнит, как готовят антиязвенную гляганку с помощью овечьего желудочка), ищите хорошего овцевода.

 

 

 

(Опубликовано в №08, 2008 г.)